Воспитательная роль школьной газеты
Средства массовой информации играют важную роль в воспитании подрастающего поколения. Они обеспечивают учебный процесс новыми источниками информации, способствуют выводу системы образования на новый уровень развития, отвечающий требованиям современного общества.
Для учащихся младших классов предусмотрено большое количество разнообразной прессы. Это журналы для расширения кругозора юных дарований, гуманитарные и естественно-научные статьи, комиксы, загадки, рассказы для детей по истории, культуре и искусству.
При этом, огромное воспитательное значение имеет привлечение учащихся к самостоятельной творческой деятельности, связанной с созданием школьных газет. Это обеспечивает творческую направленность учебно-воспитательного процесса в школе, развивает художественные способности, расширяет кругозор, активизирует построение коммуникативных связей учащимися.
Школьная газета способствует социализации подрастающего поколения. Она позволяет погрузить учащегося в социальную среду, познакомиться с ее участниками и их жизнедеятельностью, формирует навыки установления различных взаимоотношений, знакомит с устройством общества и законами его функционирования.
На сегодняшний день, школьная газета является незаменимым воспитательным атрибутом. В некоторых школах создаются целые пресс-центры, которые занимаются выпуском школьных газет, подключая к работе учащихся разных классов и возрастов. Это развивает коммуникативные навыки учащихся и формирует умения построения взаимоотношений разного уровня.
Школьная газета является средством:
- Высказывания своей точки зрения по какому-либо вопросу;
- формирования своих взглядов и идей;
- донесения своей идеологии до других;
- Эффективным информативным инструментом;
- Сближения различных поколений на основе общности идей и интересов;
- Получения информации о жизни школы, достижениях учащихся;
- Общения учащихся между собой, с педагогами и родителями;
- Развития творческих способностей;
- Самовыражения и самореализации;
- Просвещения;
- Популяризации учебно-воспитательной деятельности.
Разработка школьной газеты нацелена на создание единого источника информации о деятельности школы. Это позволяет объединить всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, педагогов и родителей, создав единую взаимодействующую систему, ориентированную на решение актуальных проблем в обучении и воспитании.
Школьная газета способствует всестороннему развитию личности младшего школьника. Она помогает ему в адаптации к новым условиям его жизнедеятельности. Газета отражает современные тенденции общественного развития, новые идеи в области обучения и воспитания.
Благодаря школьной газете, каждый учащийся может опубликовать для публичного ознакомления свои стихи, рассказы, взгляды и идеи. Это позволяет развивать творческую направленность личности младшего школьника, приобщить его к социальному взаимодействию. Учащиеся младших классов обучаются коллективной работе, что вырабатывает у них такие качества, как ответственность, уважение к чужому мнению и труду, умение отстаивать свое мнение и свои интересы, трудиться на благо общества.
Этапы создания школьной газеты и их коммуникативная роль
Создание школьной газеты является творческим процессом. Он увлекателен и интересен для учащихся всех возрастов. При этом, он является и трудоемким, поскольку написание газеты является сложным многоэтапным процессом. Поэтому, привлечение к участию в создании школьной газеты учащихся младших классов должно происходить с учетом их особенностей развития: умственных способностей, работоспособности, навыков командного взаимодействия.
Создание школьной газеты проходит в несколько основных этапов:
- Создание творческой команды. Чтобы создать газету, первоначально необходимо определить круг лиц, которые будут участвовать в ее разработке т.е. выбрать учащихся, желающих работать в команде, создавать что-то новое, имеющих интересные идеи для заметок и по оформлению, стремящиеся к выражению своего мнения. Каждый член творческой команды имеет определенные наклонности и уровень развития. Поэтому, необходимо определить функции каждого члена команды, обязанности, которые он должен выполнять и ответственность, которую он несет. В создании школьной газеты учащимся младших классов, как правило, помогают педагоги и родители. Педагоги занимаются подбором тем и редактурой материалов, собранных учащимися. родители могут помочь ребенку с поиском информации по определенной тематик, помочь в оформлении газеты: расположении текста и картинок, выполнении зарисовок или формировании коллажей, реальных съемках и т.д.
- Выбор стиля и названия газеты. Прежде чем приступать к выпуску газеты необходимо определиться с ее темой т.е. о чем будет написано в газете? Необходимо определить круг потенциальных читателей газеты (в данном случае, учащиеся каких классов будут ее читать), какой направленности информацию она будет содержать: развлекательную, научно-познавательную, творческую и т.д., какого объема будет газета и периодичность ее выхода. Учащиеся младших классов могут принимать участие в написании газеты однократно, а могут вступить в школьный пресс-центр и заниматься выпуском газеты на постоянной основе. Педагогу необходимо помочь учащимся с выбором темы газеты. Она должна быть актуальной для того временного периода, в котором она создается. Например, газету можно приурочить к какому-то событию в школе или стране, празднику, посвятить дню рождению известного человека – ученого, писателя, музыканта и т.д.
- Составление плана работы по выпуску газеты. Здесь предполагается определение последовательности действий, направленных на создание газеты. Исходя, из выбранной темы написания газеты, происходит объединение идей учащихся, формирование единого направления деятельности.
- Непосредственная работа над выпуском газеты. Здесь осуществляется написание статей для газеты, их редактирование, подбирается материал для публикации, осуществляется творческое оформление.
- Презентация созданной газеты. Учащиеся представляют свою газету, рассказывая вкратце о том, что в ней написано т.е. ее теме, статьях, творческих работах.
Общение со сверстниками в ходе создания школьной газеты развивает у учащихся младших классов коммуникативные навыки. Это происходит в ходе общения с людьми, имеющими сходные идеи и взгляды, людьми, понимающими ребенка. Кроме того, учащиеся усваивают основы ролевого социального поведения.