Сущность шкалы адаптивного поведения Вайнленд
Шкала адаптивного поведения Вайнленд – это одна из наиболее распространенных западных методик, направленная на оценивание уровня развития адаптивного поведения.
Шкала адаптивного поведения Вайнленд появилась в результате рестандартизации и подробного пересмотра шкалы социальной зрелости Вайнленд, которая была создана Э. Доллом в 1935 году.
Шкала, разработанная Э. Доллом, отличалась тем, что получаемые результаты были основаны на проведенных беседах с людьми из ближайшего окружения ребенка и его родителями. К ближайшему окружению относили педагога, воспитателя, родственников, проживающих совместно с ребенком. Сам же ребенок участие в диагностическом исследовании не принимал. То есть шкала предоставляла возможность оценить уровень развития ребенка в том случае, когда он сам не мог принять личное участие в исследовании. Организованное таким образом исследование было очень удобно, также и в том случае, если ребенок был мал. Данный принцип оценки в последующем был заложен и в основу Шкалы Вайнленд.
Основными преимуществами данной методики являются:
- Методика достаточно хорошо разработана и имеет широкий диагностический инструментарий. Показала свою результативность при применении на практики. Используется с целью уровня развития адаптивного поведения детей с 1984 года. В настоящее время является одной из наиболее часто используемых методик, пользуется заслуженной популярностью среди психологов-исследователей.
- Показывает достаточно высокую работоспособность с обширными выборками, в отличие от стандартных методик. Одновременно можно проводить диагностику у 300 испытуемых.
- Обладает достаточно высокими показателями валидности, надежности и достоверности получаемых результатов исследования.
- Определяет индивидуальный статус в сфере исследования адаптивного поведения человека, а именно его социальной компетенции. Полученные результаты удобно представлять в наглядной форме, а также в описательном и числовом выражениях.
Содержание и структура Шкалы Вайнленд
В рамках Шкалы Вайнленд, «адаптивное поведение» имеет собственное понимание.
Адаптивное поведение – это ежедневная деятельность ребенка, которая направлена на обеспечение его взаимодействия с другими людьми, а также обеспечение возможности заботиться о самом себе.
С возрастом адаптивное поведение детей меняется. В первую очередь это связано с тем, что по мере взросления у ребенка значительно снижается зависимости от помощи близких. Каждый возрастной период характеризуется установление новых навыков, которые помогают ребенку успешнее адаптироваться в современном обществе и быть более самостоятельным.
Шкала Вайнленд представляет собой полу-структурированное интервью, которое позволяет представить индивидуальный статус ребенка в виде адаптивного поведении и выразить его описательно и в числах.
Шкала позволяет детализировать общий уровень адаптивности ребенка, рассматривая его возможности по четырем основным шкалам:
Коммуникативная шкала, представлена субшкалами:
- рецептивные навыки – выражены умением слушать и понимать услышанное;
- экспрессивные навыки – выражены вербальными и невербальными навыками коммуникации, умением использовать понятия и выражать собственные мысли;
- письменные навыки – представляют собой умение писать и читать, выражать свои мысли и эмоции в письменном виде.
Шкала повседневно житейских навыков, включают в себя субшкалы:
- личные навыки – навыки по самообслуживанию, соблюдение личной гигиены, защита своего здоровья;
- домашние навыки – помощь взрослым в ведении домашних дел (уборка по дому, соблюдение чистоты в своей комнате и т.д.);
- общественные навыки – умение ориентироваться во времени и пространстве, владение правилами поведения в общественных местах.
Шкала социализации, включает субшкалы:
- межличностное взаимодействие – умение распознавать эмоции других людей, навыки установления эффективного взаимодействия с окружающими;
- времяпрепровождения, игры – умение играть с другими детьми, делиться, сотрудничать;
- навыки сотрудничества – владение и соблюдение общепризнанных норм и правил поведения в обществе, умение контролировать свое поведение.
Шкала моторных навыков – содержит субшкалы:
- грубая моторика – владение координацией собственного тела;
- мелкая моторика – умение манипулировать мелкими предметами.
Кроме того, Шкала включает в себя проявления дезадаптивного поведения, которая направлена на выявление проблем и неудобств в поведении ребенка.
Шкала рассчитана на исследование детей в возрасте от рождения и до 18 лет 11 месяцев.
Полученные результаты представляют:
- Количественно – стандартные баллы и проценты.
- Графически – комбинированный профиль адаптивного поведения в наглядном сравнении с группами нормы поведения.
- В виде высокого, среднего или низкого уровня.
- В виде значительного, среднего или незначительного уровня.