Общее понятие семьи и образования
Семья для каждого человека является главным источником любых поступков на протяжении всей жизни. У ребенка с детства формируется модель поведения, именно поэтому от родителей и близкого окружения зависит его будущее. Ведь семья не только дает жизнь ребенку, семья - это первый социальный опыт, где происходят первые шаги, говорится первое слово, формируется взгляд на мир и отношение ко всему, что окружает маленького человека.
Большое влияние на ребенка оказывает состав семьи, полная или неполная семья, также бабушки и дедушки, братья и сестры. Основа образования в семье заложена в семейном укладе, манере отношений, личном пространстве каждого из членов семьи, устройстве жизни малышей. Являясь членом семьи, ребенок формирует отношения с родителями. Чаще родители имеют положительное влияние, но бывает и наоборот. Из-за этого человек вырастает либо общительным, открытым, добрым, готовым всегда прийти на помощь, либо лицемерным, грубым и лживым. В семье ребенок живет, открывает для себя новые горизонты, учится радоваться, любить, сочувствовать, ненавидеть. Малыш должен воспитываться в атмосфере любви, добра, понимания, не видеть конфликтов между членами семьи, иначе, будучи взрослым человеком, он может быть асоциальным и наносить вред как себе, так и окружающим людям.
В тех семьях, где к образованию ребенка подходят серьезно и целенаправленно, наблюдается правильное формирование главных качеств мышления, физического развития, познавательных интересов, умения учиться и становления эмоционального фона.
Ребенок приобщается к общеэстетической сфере:
- художественная деятельность;
- музыкальная;
- изобразительная;
- художественно-речевая.
Ребенок, который живет в атмосфере добра, любви и доверия, сталкивается реже с проблемами, связанными со здоровьем, с обучением, общением с однолетками, а ребенок из семьи, где отношения с родителями нарушены, рискует столкнуться с психологическими проблемами и комплексами.
Главной составляющей в образовании детей является информативность. С ребенком очень важно обсуждать проблемы личного характера, общественные, семейные, интересоваться его мнением, прислушиваться, уважать, направлять, прививать чувство самоуважения, ответственности и умение признавать ошибки.
Целью образования является содействие в развитии личности ребенка, самостоятельности, мудрости, любви.
Климат в семье и образование
Влияние на образование ребенка в семье в большей мере оказывают не нравоучения близких, а собственный пример. Несколько слов, брошенных случайно родителями, способны оставить отпечаток в памяти ребенка на всю жизнь, в отличие от поучений. Также, как и улыбка, поглаживание по голове, приятное приободряющее слово.
Взрослея, ребенок несет в себе отпечаток атмосферы семейного гнезда. Это могут быть спокойные эмоции от ежедневных забот и приятных событий, либо тревога, которая сопровождала ребенка в непонятных ситуациях. Складывается данная обстановка отношением и уважением членов семьи друг к другу и к различным ситуациям. Благоприятная и теплая атмосфера, там, где присутствуют понимание и согласие, где могут выслушать и поддержать, проблемы решаются сообща. В такой семье говорят то, что думают, без лжи и обмана. Здесь слышен смех и присутствует юмор, без злого сарказма, не нужно бояться осуждения и насмешек. Много значит, не очернять одним из родителей в глазах ребенка, другого. Такая модель семьи становится миром для ребенка, в котором он не один и все сложности преодолеваются совместными усилиями.
Со временем семейный климат имеет свойство изменяться. Накладывают отпечаток трудности и сложные ситуации, которые встречаются на пути семьи, также, имеет значение возрастной порог, когда дети взрослеют, а родители стареют и силы покидают их. Климат в семье - главное из того, что составляет развитие и образование ребенка.
Методы образования в семье
Не все родители одинаково участвуют в переживаниях детей, в их воспитании, авторитетности и эмоциональном состоянии. Существуют два типичных метода воздействия:
- Холодное и нейтральное отношение к малышу плохо сказывается на его развитии, оно является тормозом для него, ослабляет и обедняет его внутренний мир.
- Теплое отношение - это необходимость для ребенка, как вода или еда. Однако, ему должен быть логичный предел, иначе может случиться так, что, повзрослев, ребенок не сможет жить самостоятельной жизнью.
Очень важно держать баланс, выбирая комплексный подход.
В начале прошлого века, нормой считалось абсолютное послушание детей и отношение их к родителям как к начальникам, командирам, учителям. В современном мире, больше демократичности по отношению к детям, уважения. Считается, что детям нужно давать больше свободы, чтобы развивать в них самостоятельность и ответственность, но есть один противоречивый момент - ограниченный жизненный опыт ребенка. Поэтому, родители должны контролировать, где может ребенок проявить самостоятельность, а где лучше дать ему указания, которым ему следует подчиниться. В семьях, где нет должного контроля, у детей из-за неуверенности появляется страх и нетвердость, а в семьях, где родители участвуют в судьбе ребенка, он отожествляет себя с более авторитетным родителем, в той или иной ситуации.
Ребенок воспринимает все происходящие как: хорошо и плохо. Для него важно, если это хорошо, получить похвалу, признание, поощрение. Если плохо - критику, наказание, несогласие. Часто родители воспринимают "хорошо", как должное и ребенок не получает заслуженной похвалы, а если "плохо"- несет наказание.
Бабушки и дедушки, несмотря, на совместное или раздельное проживание, увеличивают социальные горизонты ребенка, выводя его из тесных рамок семьи и даваяя опыт общения со старшими.
Бабушка и дедушка, занимают в жизни малыша очень важное место. Они даже сказки читают, куда интереснее, чем мама с папой. Они не требуют ничего взамен, не наказывают, не ругают, но отдают все свое душевное тепло и богатство. Роль их в образовании ребенка важна и очень существенна.