Организация педагогической поддержки в период адаптации ребенка к условиям ДОУ
Педагогическая поддержка воспитателя – это процесс оказания ребенку помощи в принятии новых условий его жизнедеятельности, установления коммуникативных отношений и создания условий для полноценного развития ребенка в новой среде.
Поддержка воспитателя ориентирована на формирование у ребенка нового способа построения жизнедеятельности, исходя из текущих условий его существования. Педагогу необходимо создать благоприятную обстановку в ДОУ и обеспечить ребенку положительную эмоциональную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя важным, нужным и любимым т.е. таким, каким он был дома.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на процесс психологической адаптации детей к ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическая поддержка в адаптационный период реализуется поэтапно:
- Построение системы доверительных взаимоотношений между ребенком и воспитателем. Воспитатель должен создать условия для того, чтобы ребенок привязался к нему. Для этого необходимо установить контакт, привлечь внимание ребенка к своей персоне, мотивировать к проявлению инициативы в общении, создать условия для положительных переживаний ребенка, проявления им своих чувств и эмоций. Для реализации данного направления актуально использование игр на подражание, игр на тактильное восприятие, шуточных игр, которые помогут снять напряжение и разрядить обстановку, а также проведение игр с игрушками: театральные постановки, воплощение сцен из жизни, например, текущий этап развития ребенка переносится на куклу, и она выражает свои переживания и чувства по этому поводу.
- Развитие пространственной ориентации в игровом пространстве. Ребенок попадает в новую предметную область, в которой необходимо выделить его предпочтения. Ребенку необходимо показать какие игрушки имеются, где они лежат, какие игровые зоны имеются в помещении ДОУ, ознакомить с правилами пользования игрушками и играми. Для этого используются предметные игры и игры-имитации.
- Установление положительных контактов со сверстниками. Ребенок должен освоить новый вариант своей жизнедеятельности, который будет проходить совместно с детьми такого же возраста. В группе требуется создать атмосферу доброжелательности. Детей необходимо научить действовать сообща, оказывать друг другу помощь и поддержку, обозначить важность несения ответственности за свою поступки, поскольку они повлияют на каждого участника группы. Кроме того, воспитатель должен продемонстрировать детям как нужно общаться, ознакомить с правилами этикета в общении, научить вести бесконфликтное взаимодействие.
Педагогическая поддержка воспитателя в адаптационный период включает в себя работу с родителями, чтобы помочь им подготовить ребенка к новому месту пребывания их малыша и оказать психологическую помощь самим родителям, поскольку для них, это также, новый этап, требующий подготовки и адаптации.
У ребенка необходимо развить мотивацию к посещению ДОУ. Родители, а скорее всего, мама, должна «отпустить» ребенка в новый этап его жизнедеятельности и объяснить ему, что там очень интересно и ходить туда необходимо и полезно для развития малыша. Чувствуя настрой мамы, ребенок согласится посещать ДОУ и скорее привыкнет к нему, если расставание с малышом не будет ежедневно угнетать саму маму.
Рисунок 2. Условия успешной адаптации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Создание благоприятной атмосферы в группе
Создание педагогом благоприятных условий для пребывания ребенка в ДОУ является одним из важных направлений его поддержки в адаптационный период и условием, облегчающим процесс адаптации.
Создание благоприятной атмосферы в группе включает в себя следующие направления деятельности:
- Успокоение взрослых. Как говорилось выше, ребенок должен чувствовать положительный настрой матери на посещение им ДОУ. Родителям необходимо показать помещения дошкольной организации, рассказать, чем, когда и как их дети будут заниматься, в какие игрушки играть, ознакомить с режимом дня и расписанием занятий.
- В группе требуется создать атмосферу тепла и уюта. Это мотивирует ребенка к посещению ДОУ. Ребенок будет чувствовать, что он приходит не в какое-то заведение, а домой, где ему не страшно, где его не желают обижать, а напротив стремятся развлечь и удовлетворить его потребности.
- Создание в комнате отдельных зон. Они нужны для того, чтобы ребенок мог побыть один при особой потребности. Такие зоны создаются специальной расстановкой мебели.
- Расстановка растений в комнате ДОУ. Зеленый цвет успокаивает.
- Создание спортивного уголка в группе. Он ориентирован на подвижные игры детей.
- Воспитателю необходимо общаться с ребенком ласково, не повышать голос, не кричать. Ребенок не должен испытывать страх.
- Использование игровых приемов установления контактов, как между воспитателем и ребенком, так и между детьми.
- Использование игр с песком и водой. Такие игры оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. Конечно, с водой и песком лучше играть на улице, но в помещении можно создать отдельный уголок для таких игр. Дети могут купать игрушки, мыть посудку, пускать кораблики, строить дома из песка.
- Обязательное расположение в игровой зоне карандашей и бумаги, чтобы ребенок мог выплеснуть свои эмоции и чувства на бумагу. Это хороший психологический прием.
- Создание для ребенка отдельного уголка, в котором имеются предпочтительные ему игрушки. Можно попросить родителей принести их из дома и сформировать на первое время такое пространство.
- Формирование специальной зоны, в которой хранятся фотографии всех детей с родителями. Первое время, ребенку можно показывать фото и просить рассказать его о своих маме и папе и т.д.
Условия завершения адаптационного периода
Процесс адаптации ребенка к ДОУ не имеет четких временных границ. Каждый ребенок индивидуален и переживает новую обстановку и новые условия по-разному.
Успех адаптации, во многом, зависит от того как педагог реализуется свою поддержку в адаптационный период и его способности установить взаимодействие с родителями. Адаптация пройдет быстрее и успешнее, если педагог сможет создать продуктивное взаимодействие с семьей ребенка, а родители будут придерживаться рекомендаций педагога.
Адаптацию можно считать завершенной, если ребенок:
- активен в течение недели: играет, участвует во всех мероприятиях, радостно приходит в ДОУ, хорошо ест и спит, выполняет правила;
- не болеет и чувствует себя хорошо;
- эмоционально активен;
- демонстрирует динамику психомоторного развития.