Семья – это социальный институт, основанный на добровольном союзе мужчины и женщины и, ориентированный на воспроизводство потомства и его социальное становление и развитие.
Социальная функция семьи – это предоставление данным институтом социального статуса каждому члену семьи, определяющее его местоположение в социальной среде и выполнение определенной социальной роли и социальных функций.
Социальная функция семьи связана и с обеспечением подрастающему поколению социальной защиты.
Социальная защита как основной компонент образовательной политики государства
Социальная защита – это система мер, направленных на профилактику и устранение социальных проблем граждан, создание условий для нормальной жизнедеятельности каждого гражданина социума, независимо от его возможностей и особенностей развития.
Семья выступает основным компонентом социальной структуры общества. Она является залогом его успешного развития. Крепкая семья, эффективное выполнение своих функций каждым ее членом оказывает положительное воздействие на становление личности. В этой связи, образовательная политика государства ориентирована на создание условий для применения верного и продуктивного воспитательного воздействия во всех сферах общества. Семье, в данном случае, уделяется особое внимание, поскольку семейное воспитание является первостепенным фактором успешности развития ребенка, его социального становления, а соответственно и залогом формирования мощного прогрессивного государства.
Социальная защита детства является приоритетным направлением современной образовательной политики государства. Она опирается на следующие компоненты:
- Нормативно-правовая база т.е. наличие законодательной базы, регламентирующей систему мероприятий по социальному развитию населения и обеспечению социальной защиты детей.
- Социальная работа с разными возрастными группами детей и группами детей с разными индивидуальными особенностями развития. Социальное сопровождение должно быть всеобъемлющим. Оно предполагает проведение социальной работы со всеми гражданами, выявление отклоняющегося поведения, его профилактику, устранение угроз социального развития детей разных возрастов и особенностей развития и создания для них специального социально-защищенного пространства.
- Социальная работа с семьями. Именно семья является залогом эффективного социального развития ребенка и обеспечивает его защиту. Необходимо просвещать семьи о социальной роли семьи, повышать воспитательную компетентность родителей и опекунов, оказывать поддержку и помощь в организации комфортного семейного быта, отвечающего условиям нормального развития ребенка.
- Социальная работа с третьими лицами: педагогами, иными родственниками т.е. со всеми теми, кто контактирует и взаимодействует с ребенком. Они должны соблюдать правила обеспечения условий социальной защищенности подрастающего поколения.
Социальная защита детства проявляется в следующих аспектах защищенности ребенка:
- Создание комфортных условий для проживания ребенка: удовлетворение его физиологических потребностей, поддержание здоровья на должном уровне;
- Обеспечение физической, психологической и экономической безопасности ребенка;
- Предоставление детям права на самореализацию, самоутверждение, творческое развитие и раскрытие природного потенциала.
Ни один социальный институт, не способен обеспечить социальную защиту детства, так как это может сделать семья.
Социальная защита детства заключается в том, чтобы семья, с помощью иных социальных институтов и государственных органов обеспечивала социальное становление и развитие личности ребенка. Для этого используются правовые, организационные, финансовые, социальные, психологические и педагогические средства и методы, способствующие удовлетворению потребностей ребенка и реализацию его социальных интересов.
Семья выступает важным субъектом социальной защиты детства. Ее роль, как субъекта социальной защиты, прописана в Семейном кодексе, в виде прав и обязанностей родителей и их действий, связанных с защитой прав и свобод ребенка.
Права детей
В Семейном кодексе РФ устанавливаются следующие права ребенка, нарушение которых является противоправным деянием:
- Право на сохранение своей индивидуальности. Каждый ребенок имеет определенные особенности личностного развития. Кроме того, при рождении ему дается имя, фамилия и отчество, которые определяют его принадлежность к определенной семье и отличает его от других граждан общества.
- Право на получение семейного воспитания. Ребенок родился в семье и может жить в ней, получать в ней воспитание и обучение, познавать мир, удовлетворять свои потребности, получать заботу, саморазвиваться.
- Право на защиту своих интересов, прав и свобод. Ребенок может защищать свои интересы и права самостоятельно, обращаясь в уполномоченные юридические органы.
- Право собственности на имущество и доходы. Во-первых, ребенок имеет право на материальное содержание своими родителями. Во –вторых, он может получить какую-то собственность в подарок или по наследству. В-третьих, с определенного возраста, ребенок может работать и иметь свой собственный заработок или доход от использования имущества и самостоятельно распоряжаться им.
Обязанности родителей как субъектов социальной защиты детства
Родители несут определенные обязанности в отношении своего ребенка. Причем, оба родителя имеют равные права и обязанности по воспитанию, содержанию, обучению и т.д. своего ребенка.
Поскольку, родители выступают субъектами социальной защиты детства, то их приоритетной обязанностью выступает воспитание и развитие детей. Родителям необходимо заботить о здоровье ребенка, создавать оптимальные условия для развития его индивидуальности и обеспечит его социальное становление.
При этом, родители имеют право выбора воспитательного учреждения или индивидуального лица, которому отдается ребенок на воспитание, направленности воспитания. Родители несут ответственность за свой выбор.
Как субъекты социальной защиты детства, родители обязаны предоставить детям воспитание, общее образование, сформировать их нравственные ориентиры поведения и создать полноценную духовно обогащенную личность, способную жить и продуктивно функционировать в социальной среде.