Понятие регулятивных УУД
Чтобы успешно функционировать в современном обществе, человеку необходимо обладать навыками регулятивных действий, то есть уметь ставить себе конкретные цели, планировать собственную жизнь и прогнозировать возможные жизненные ситуации.
Регулятивными универсальными учебными действиями обеспечивается развитие ряда способностей учащихся:
- самостоятельная постановка учебных целей;
- проектирование путей их реализации;
- контроль и оценка собственных достижений.
Безусловно, владение обозначенными действиями – преимущество для ученика, так как овладев названными УУД, он:
- умеет ставить учебную цель;
- умеет проектировать пути и последовательность достижения цели;
- умеет составлять прогноз деятельности;
- может проконтролировать и оценить процесс и результат деятельности;
- может внести требующиеся дополнения и корректировки в план и способ деятельности;
- может преодолевать учебные трудности и адекватно реагировать на ошибки.
Регулятивные УУД – это универсальные учебные действия, помогающие ученикам самостоятельно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.
Регулятивными УУД являются:
- целеполагание – в качестве постановки учебных задач на основании соотнесения того, что учащиеся уже усвоили, с тем, что еще неизвестно им;
- планирование – предполагает определение последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и степени усвоения, временных характеристик;
- контроль – форма сличения способа действия с его результатом с заданным эталоном, чтобы обнаружить отклонения и отличия от эталона;
- коррекция – предполагает внесение необходимого числа дополнений и корректировок в план и способ действия, если есть расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учениками того, что они уже усвоили и что еще должно быть ими усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция – способность мобилизовать силы и энергию, способность совершать волевое усилие – выбирать в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать препятствия.
Дети усваивают материал в формате учебной деятельности, если у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Так как человек начинает мыслить, когда чувствует потребность понять что-либо, учитель должен подбирать методические приемы по формированию регулятивных УУД.
Методы и приемы формирования регулятивных УУД
В процессе формирования действий целеполагания необходимо соблюдать следующий ряд условий:
- побуждать учеников к достижению цели;
- выстраивать диалог;
- помогать ученикам принять цель.
Цель урока непосредственно взаимосвязана с его темой, в связи с чем на первых уроках целесообразно ввести понятие темы урока, рассмотривая ее как то, о чем будет вестись речь во время урока.
Чтобы сформировать наглядный образ цели урока можно использовать условный знак-мишень, центр которого представлен стрелой. Чтобы цель урока стала важна для каждого ребенка, нужно, чтобы дети дали ответ на вопрос зачем и где могут быть использованы полученные знания.
Часто на уроках для формирования регулятивных УУД ставятся проблемные задания. Например, можно предложить ученикам вместе с изученными частями речи обозначить незнакомую им.
Для постановки цели урока, детям могут помочь слова-помощники:
- повторить;
- изучить;
- узнать;
- проверить и пр.
Формирование волевой саморегуляции – важнейшее условие успешного обучения в школе. Каждый педагог ждет от учеников, что они мобилизуют свои силы, энергию и будут стремиться изучить новые знания и умения. Во-первых, ученикам необходимо уметь справляться и с эмоциональными трудностями – волнениями и страхами. Для некоторых детей контрольная работа, ответ у доски, получение двойки – огромное нервное потрясение. Здесь большую роль играет поведение учителя. Именно он должен чаще поддерживать детей, заставлять их верить в свои силы. Во-вторых, необходимо научить детей бороться с ленью, так как сейчас компьютер заменяет детям книгу, смс – развернутые полноценные письма, вокруг детей множество различных развлечений, в которых не требуется прикладывать волевые или любые другие усилия. Необходимо продемонстрировать ребенку, что от получения знаний интерес и удовольствие от жизни, достижение цели намного интереснее и именно они дарят человеку чувство счастья.
Если принять во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализовывать ФГОС НОО можно, если изменить характер учебной деятельности младших школьников, в частности во время формирования у учеников регулятивных универсальных учебных действий.
Основная функция регулятивных универсальных учебных действий проявляется в том, что организация учебно-познавательной деятельности учеников отвечает следующему ряду требований:
- содержание заданий должно быть строго соответствующим конкретным дидактическим целям и задачам;
- на каждом этапе продвижения учеников от незнания к знанию у них должен формироваться необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач, то есть должно идти продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- у учеников должна быть выработана установка на систематическое самостоятельное пополнение собственных знаний и умений, навыков ориентировки в информационном потоке во время решения новых познавательных задач;
- тип работы должен быть соответствующим уровню сформированности у учеников умения организации собственной деятельности с постепенным его усложнением.