Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль комнатных растений в экологическом образовании младших школьников

Направления использования комнатных растений в экологическом образовании начальной школы

Определение 1

Экологическое образование – это развитие представлений об окружающем мире и воспитание необходимости его защищать и сберегать.

Данное образование начинается в дошкольном возрасте и продолжается после поступления ребенка в школу.

На начальном этапе школьного обучения актуально использование комнатных растений в качестве средства экологического образования.

Комнатные растения – это растения, высаживаемые в жилых, общественных местах в качестве декора и для улучшения санитарного микроклимата.

Комнатные растения разнятся по своей структуре, развитию, требованиям к уходу. Бывают лиственные растения, а бывают цветущие, вьющиеся и суккуленты. В экологическом образовании младших школьников используются разные виды комнатных растений. Учащиеся осуществляют посадку растений, уход за ним. Это формирует экологические знания и повышает экологическую компетентность учащихся.

Работа с комнатными растениями на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности реализуется по следующим направлениям:

  1. Проведение диагностики знаний учащихся о комнатных растениях и их экологической компетентности.
  2. Изучение комнатных растений и их особенностей.
  3. Знакомство с видовым разнообразием комнатных растений.
  4. Знакомство с названиями растений и их отличительными признаками.
  5. Размещение комнатных растений в помещении класса/школы/дома. Здесь учащиеся учатся учитывать световые параметры размещения, особенности роста и развития конкретных растений.
  6. Знакомство с технологиями выращивания различных комнатных растений.
  7. Организация классной работы по посадке и пересадке комнатных растений.
  8. Проведение опытов с растениями. Рассматривается возможность жизни растений без воды и света, наличие у растений органов дыхания, оцениваются потребности растения в воде, питательных веществах, удобрениях и т.д.
  9. Самостоятельная посадка комнатного растения каждым учащимся, ведение наблюдения за его ростом и осуществление ухода.
  10. Знакомство с вредителями комнатных растений и условиями, негативно сказывающимися на их росте и развитии.
  11. Организация выставок выращенных учащимися растений.
«Роль комнатных растений в экологическом образовании младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изучение комнатных растений реализуется в разных формах работы и разными методам. Учащиеся начальной школы рисуют растения, ищут отличительные признаки комнатных растений, представленных на рисунках, учат стихи о растениях, поют песни и сочиняют рассказы. Такая работа делает занятия увлекательными и повышает эффективность экологического образования.

В ходе выращивания растений и ухода за ними у учащихся происходит формирование понимания их состояний и особенностей, образуется эмоциональная связь младших школьников с растительным миром. Кроме того, уход за растениями формирует основы дисциплины и положительно сказывается на трудовом воспитании учащихся.

Внеурочные занятия по формированию знаний о комнатных растениях и уходе за ними

Уроки окружающего мира ограничены во времени. Поэтому, ближе познакомиться с комнатными растениями и углубленно изучить их, а тем более провести опыты и организовать должный уход за ними на уроке достаточно сложно. Потому, в начальной школе в образовательную программу вводятся факультативные уроки экологической направленности.

Рассмотрим примеры внеурочных занятий с использованием комнатных растений:

  1. Изучение условий жизнедеятельности разных видов растений. Выбирается пара комнатных растений и изучается их почва и водные ресурсы, необходимые для нормальной жизнедеятельности данных растений. Для наглядной демонстрации значимости почвы для растения проводится сравнение двух растений – одно в банке с водой, другое – посажено в горшок. Растения сравниваются между собой, проводится наблюдение за ними, и делается вывод о том, что без земли растение не может прожить долго. Также, выясняется значимость воды для комнатных растений и необходимость регулярного полива. При этом, рассматриваются растения с разными водными потребностями (одно требует ежедневного полива, другое полива раз в неделю).
  2. Изучение условий освещения различных комнатных растений. Урок проводится в художественной форме. Учащиеся делают зарисовки листьев растений, растущих в разных местах класса - с разным освещением. Одни более яркие и наполненные жизнь, другие более тусклые и увядающие. Делаются выводы и необходимости достаточного количества света для нормального развития комнатных растений.
  3. Изучение влияния растений на мир человека. Рассматриваются полезные свойства комнатных растений: фитонцидные свойства, очищение воздуха от химикатов, положительное воздействие зеленых цветов на нервную систему человека, поглощение вредной энергии, а также изучаются и опасные растения, которые нежелательно держать дома.
  4. Занятие-викторина. На нем проводится опрос учащихся о комнатных растениях для закрепления их знаний о них.
  5. Изучение технологии пересадки комнатных растений. Демонстрируются особенности пересадки разных растений, благоприятный период для пересадки и т.д.
  6. Написание сочинений на разные темы. Учащиеся придумывают истории о комнатных растениях, записывают их дома. Педагог проводит зачитывание историй в классе.

Условия подбора растений для экологического развития учащихся начальной школы

Знакомство с комнатными растениями является интересным направлением учебной деятельности. Чтобы работа была эффективной требуется соблюдение ряда условий по подбору конкретных растений, используемых в учебном процессе. К ним относятся:

  1. Выбор неприхотливых растений. Младшим школьникам не должно быть очень сложно ухаживать за ними;
  2. Наличие возможности ознакомления учащихся с типичными признаками растения, условиями его жизнедеятельности;
  3. Привлекательность растений. Актуально подбирать цветущие растения, которые будут радовать глаз учащихся и мотивировать их к уходу за ними;
  4. Наглядное представление растения. Если нет возможности рассмотреть растение вживую, то подбираются картинки, модели растений, позволяющие учащимся получить полноценное представление о них;
  5. Безопасность растений. Нельзя давать детям работать с потенциально опасными для здоровья комнатными растениями;
  6. Наличие в классе оптимальных условий для нормального роста и развития конкретных растений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot