Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль А.Г. Зикеева в становлении системы обучения языку слабослышащих и глухих обучающихся

Замечание 1

А. Г. Зикеев – это педагог, профессор, занимающийся исследованиями развития слабослышащих детей и разработками методики обучения слабослышащих детей или глухих детей нормальной связной речи.

Анатолий Генадьевич Зикеев занимался разработкой принципов, форм и методов учебно-воспитательной работы в коррекционных образовательных учреждениях, в которых содержатся дети с различными слуховыми нарушениями. Им была разработана собственная система обучения детей с нарушениями слуха и выработаны основы постановки у них правильного произношения.

Принципы обучения языковым основам детей с речевыми дефектами

А.Г. Зикеевым были разработаны основные принципы организации процесса обучения языковым основам. Обучение, по его мнению, должно начинаться с освоения словаря ребенком. Словарная работа требует тщательного отбора слов, которые подлежат усвоению в определенной последовательности и в определенном объеме.

Основными принципами системы языкового обучения по А.Г. Зикееву являются следующие:

  • Принцип тематического отбора словаря. Используемая лексика должна отвечать теме учебного занятия. Начинать изучения следует с наиболее употребляемой лексики. Лексика для обучения распределяется на восемь разделов, каждый из которых включает в свой состав слова конкретной тематики и их последовательное расположение – по степени важности и нужности изучения.
  • Принцип разделение лексического запаса по характеру словообразования. Учащиеся постепенно знакомятся со способами словообразования, расширяя свой словарный запас и совершенствуя грамматические навыки. Детей необходимо обучать морфемному составу слов и различию их смысловых оттенков.
  • Принцип единства развития грамматических навыков и овладения лексическим запасом. Формирование навыков связной речи происходит при активном изучении ее грамматического строя. В основе изучения словаря положено предложение, которое раскрывает смысл слов и их практическое использование в построении предложений, фраз речи. Чтобы слова познавались правильно, особенно при наличии у учащихся дефектов слуха, требуется постижение их правильного грамматического использования при построении предложений.
  • Принцип поэтапности обучения. Постижение лексики языка и его грамматического строя требует постепенной и последовательной работы, этапы которой являются взаимосвязанными и взаимообусловленными т.е. переход к очередному этапу обучения невозможен без полноценного освоения программы предыдущего этапа.
«Роль А.Г. Зикеева в становлении системы обучения языку слабослышащих и глухих обучающихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы работы над формированием словаря учащихся со слуховыми нарушениями

Формирование словаря учащихся коррекционных учебных заведений реализуется в несколько этапов обучения:

  1. Демонстрация новой лексики учащимся. Педагог преподносит учащимся новые слова, которые они должны изучить. Преподнесение может быть реализовано с использованием словесных и наглядных методов (в зависимости от степени проявления слухового нарушения), с использованием специальных практических методов обучения.
  2. Воспроизведение речевого материала с применением новой лексики. Педагог составляет фразы и предложения с новыми словами и акцентирует на них внимание учащихся.
  3. Изменение речевого материала и составление с ним новых комбинаций. Педагог осуществляет использование изучаемых слов в новых ситуациях речевого общения, новых формах представления. Это позволяет закрепить лексику и познать способы ее верного грамматического применения.
  4. Применение новой лексики в неподготовленных фразах. В ходе обучения создаются речевые ситуации, в которых требуется многократное повторение новой лексики в разных формах и смыслах, разном речевом контексте. Для этого используются специальные упражнения, а также создаваться ситуации речевого общения на занятиях, требующие использования новых слов. Это способствует развитию потребности и навыков применения новой лексики в собственной речи учащихся.

Система методов формирования лексической основы языка слабослышащих детей

А.Г. Зикеев разработал методы формирования лексического строя языка детей с различными нарушениями слуха. Все варианты реализуемых работ по обучению делятся на две группы методов:

  1. Методы познания по принципу наглядно-ситуативного изучения и комплексного характера.
  2. Методы познания, в основе которых лежит словесная форма изучения.

Методы первой группы включают в свой состав упражнения, демонстрирующие объекты, которые называются учащимся или подписываются на изображении. Также, учащиеся привлекаются к различной деятельности: выполняют поручения, формулировка которых включает изучаемые слова. В эту же группу входит метод выполнения рисунков по словесным указаниям и называния объектов: «Нарисуйте собаку», «Что изображено на картине», «Что делают герои этой сказки» и т.д. Также, учащимся может быть предложено располагать объекты в определенной последовательности, в определенном месте, распределить объекты по тематическому признаку (например, вся одежда в одну сторону, а животные в другую ) и определение общего признака, объединяющего несколько объектов (например, маленький, красный, сильный).

Наглядно-ситуативные методы обучения включают в себя и составление словосочетаний по изображениям. К изображению могут быть составлены вопросы, на которые при ответе учащихся подразумевается использование новой лексики, дано задание на придумывание названия картины, дополнения предложения, заполнение пропущенных слов.

Ко второй группе относятся методы вербального общения. они включают в себя три разновидности упражнений:

  1. Упражнения, основанные на изолированных словах и группах словах по родовому, подродовому признаку, свойствам.
  2. Упражнения, основанные на использовании слов, обладающими определенными характеристиками: тема, модель, вопрос, способ словообразования и др.
  3. Упражнения, основанные на наличии исходных словосочетаний, предложений, фраз, текстов. Дается образец, по которому составляются предложения с заданными словами, тексты, имеющие пропущенные слова, которые необходимо заполнить.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot