Сущность ринолалии
Ринолалия – это нарушение речи, которое выражается расстройством артикуляции и фонации речевых звуков.
Ринолалия характеризуется патологическим изменением резонирования носовой полости в процессе фонации, в результате чего появляется назальность речи. М.Е. Хватцев считал ринолалию самостоятельным нарушением, а О.В. Правдина и В. Олтушевский рассматривали ее в качестве формы механической дислалии.
Иногда ринолалию трактуют как ринофонию, однако данные понятия нельзя отождествлять, так как ринофония предполагает только специфический назальный оттенок голоса, а понятие ринолалии свидетельствует об имеющихся нарушениях артикуляционной и акустической характеристики звука.
Большинство ученых все же рассматривают ринолалию в качестве самостоятельного нарушения речи, характеризующегося своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляцией речевых звуков. В отличие от механической дислалии, в случае ринолалии нарушается произношение не только согласных звуков, но и гласных. В отличие от голосовых нарушений, при ринолалии нарушается произношение звонких и глухих согласных звуков.
Специалистами-логопедами более подробно детализированы варианты гнусавости, а также содержание самого понятия ринолалии, например, в отечественной логопедии различают риналалию от ринофонии, рассматривая их в качестве отдельных нозологических единиц и выделяя внутри названных синдромов еще ряд отдельных форм. Это необходимо, чтобы четко определить во время планирования объем и направление логопедической работы.
На сегодняшний день логопедической наукой к причинам ринолалии относятся:
- Врожденные расщелины верхней губы: скрытая или неполная расщелина, которая может быть без деформации кожно-хрящевого отдела носа или с деформацией кожно-хрящевого отдела носа;
Врожденные расщелины неба:
- расщелина мягкого неба: скрытая (субмукозная), неполная и полная;
- расщелина мягкого и твердого неба: скрытая, полная, неполная;
- полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба: односторонняя, двусторонняя;
- полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба: односторонняя, двусторонняя.
Также выделяют расщелины сквозные, полные и неполные, двусторонние и односторонние, как с правой, так и с левой стороны.
Сквозными расщелинами называют такие, которые начинаются от верхней губы, пересекают всю верхнюю челюсть, твердое и мягкое небо вплоть до маленького язычка, который тоже раздваивается или полностью отсутствует.
Неполные расщелины могут выглядеть как укорочение мягкого нёба, отсутствие маленького язычка или его раздвоение. Наблюдается и ряд незначительных дефектов костного остова твердого неба, при этом скрытых под слизистой оболочкой – это субмукозные щели, такая щель может быть нащупана при легком давлении на задний край твердого неба, и обнаруживаться, если громко и отрывисто произносить звуки, как втягивающийся внутрь треугольник в том же месте, величина такого треугольника соответствует размеру костной расщелины.
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых отличается многоплановостью и должно проводиться разными специалистами: неврологом, лором, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, логопедом, фониаторм, дефектологом, психологом. Наиболее важный инструмент исследования, выявляющий причины ринолалии – рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и пр.
Логопедическим обследованием при ринолалии предполагается оценка строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, голосовых нарушений. Чтобы выявить открытую ринолалию используют пробу Гутцмана, при которой обследуемому нужно произносить гласные «а» и «и» с поочередным закрытием и открытием носовых ходов.
Затем занимаются исследованием звукопроизношения всех звуков речи, просодической стороны речи, фонематических процессов, состояния лексики и грамматики. У школьников обследуют состояние письма и чтения. На основании полученных результатов медицинской диагностики и обследования устной речи намечают план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.
Коррекция ринолалии
В ситуации органических форм ринолалии необходимо устранить анатомические дефекты: изготовить глоточный обтуратор, провести хирургическую коррекцию деформаций лица, аденотомию, политомию носа, септопластику, удалить глоточные новообразования и пр.
Основная роль в лечении функциональной ринолалии отведена физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняет дифференцированная логопедическая работа.
Логопедическая работа, направленная на коррекцию открытой органической ринолалии, проводится в до- и послеоперационный период. До операции проводят артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. На данном этапе необходимо проработать постановку и автоматизацию доступных звуков, развить силу и гибкость голоса, расширить словарь ребенка, заниматься воспитанием слухового внимания и фонематического слуха и пр.
Цель коррекции ринолалии в послеоперационный период – закрепить достигнутые навыки в новых анатомических условиях. С этой целью массажируют послеоперационные рубцы неба, развивают полноценное небно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированные ротовой и носовой выдох, корректируют звукопроизношение, устраняют назальный оттенок голоса, ликвидируют пробелы в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.
Прогноз ринолалии
Функциональная ринолали обычно имеет благоприятный прогноз и полностью устраняется фониатрическими упражнениями и логопедическими занятиями. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатом хирургического вмешательства, сроком начала и полнотой логопедической работы.