Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением
В настоящее время вопрос религиозного воспитания является одним из наиболее актуальных и сложных. Данная проблема вызывает большой интерес не только со стороны педагогов, но и со стороны общества.
Религия – это одно из направлений общественного сознания, представленное сложившимися и устоявшимися убеждениями, которые предусматривают безусловную преданность конкретной идее, закону, ценности или принципу.
Воспитание – это процесс передачи жизненного опыта подрастающему поколению и формированию норм и правил поведения, принятых в обществе.
Религиозное воспитание – организованный процесс, направленный на духовно-нравственное совершенствование личности и способствующий ее развитию через определенную веру (в вечную жизнь, бесконечную любовь, совершенство и т.д.), привитую различными социальными институтами и проявляющуюся в во всех сферах общественной жизни.
Воспитательный потенциал религиозного воспитания основан на том, что её фундаментом является целостность знания и веры, которые способствуют выработке у учащихся ценностных ориентаций, помогают самоопределиться в жизни.
Одним из основных элементов религиозного воспитания является религиозное просвещение, основная функция которого – это трансляция специфических знаний в области религии. Религиозное просвещение может осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку (священнослужители). Под специфическими знаниями в области религии понимают разнообразные религиозные доктрины: ценности, образ жизни и мироощущение.
Задачи религиозного воспитания и просвещения
Основные задачи религиозного воспитания заключаются в следующем:
- Формирование этичной личности. Под этикой в рамках религиозного воспитания понимают ответственность перед окружающими людьми, в широком смысле ее понимания. Человек может чувствовать ответственность за других людей, только в том случае, если он способен к эмпатии. Именно поэтому религиозное воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у ребенка милосердия, доброты и умения сострадать. Важно научить ребенка не просто совершать акт милосердия, а получать от этого реальное удовлетворение.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности каждого ребенка – направлено на усвоение и принятие религиозных знаний и правил, овладение навыками нравственного поведения.
Задачи религиозного воспитания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовно-нравственные качества личности являются основой для милосердия. Именно поэтому с самого появления религиозного воспитания в школах (гимназиях, лицеях), основной его целью было сформировать у ребенка устойчивый нравственный характер.
Таким образом, религия в процессе воспитания призвана духовно «укреплять» конкретные мысли, жизненные устои, принципы и нормы поведения.
Религиозное воспитание, несмотря на всю его противоречивость, очень важно, так как именно оно способно сделать человека человеком, научить современных граждан быть в первую очередь людьми. Однако важным является и тот момент, что нельзя насильно заставлять идти человека по конкретному религиозному пути. Каждый должен сам «придти» к той религии, которая ему ближе и понятнее, либо вовсе отказаться от какой-либо религии.
Возможные проблемы религиозного воспитания в школе
Несмотря на то, что религиозное воспитание показывает высокие воспитательные результаты, существует ряд проблем, связанных с его внедрением в воспитательный процесс школы.
Одной из основных проблем является то, как именно выражается религия. Довольно часто ее навязывание осуществляется в агрессивной форме. Взрослые, стараясь привлечь ребенка к религии, не всегда учитывают его мнение, состояние его внутреннего мира, да и в целом игнорируют его желания. В том случае, если религию «навязывают» ребенку, то она не только не приносит ожидаемого воспитательного эффекта, а напротив, способствует формированию негативных сторон личности.
Второй наиболее остро стоящей перед современной школой проблемой является вопрос о том, что «стоит ли вообще вносить религиозные предметы в учебные программы?» и «как достичь оптимального уровня религиозного обучения и воспитания в нашем многоконфессиональном обществе?». К тому же современное государство является светским, равно как и существующая система образования. Все это вызывает опасение, что детям будет навязана конкретная система мировоззрения.
Для решения данной проблемы, представители религиозных конфессий отвечают, что «церковь не стремится подменить школу в образовательном процессе, она всегда открыта для сотрудничества и партнерства по вопросам воспитания подрастающего поколения».
Таким образом, сотрудничество церкви и школы на основании социального партнерства не будут нарушать светскости образования и ни в коем случае не умаляют значимости государственных образовательных организаций в сфере обучения и воспитания.
Кроме того, в настоящее время интересы церкви и государства в лице школы, совпадают по многим пунктам:
- осуществление процесса интеграции учащихся в национальную культуру различных народов, населяющих наше многонациональное государство;
- организация процесса социализации учащихся в обществе;
- воспитание у учащихся целостного духовно-нравственного мировоззрения;
- воспитания этических традиций;
- формирование у учащихся гражданской и культурной идентичности;
- профилактика различных социальных девиаций.
Однако в настоящее время светскость современного государства трактуется в сторону атеизма и антирелигии. В связи с чем, чаще можно встретить запрет на введение в образовательные программы учебных дисциплин, связанных с религией.
Таким образом, школа не должна игнорировать такого важного элемента в жизни общества, как религия, способствующего воспитанию милосердной и нравственной личности. Необходимо научиться ее правильно применять в педагогическом процессе.