Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация принципов воспитания

Понятие принципа воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это комплекс положений, выражающих основные требования к методам, средствам, содержанию и организации педагогического процесса.

Принципы воспитания в отличие от традиционных принципов отражают специфику воспитательного процесса. Они представлены общими положениями, на которые опирается воспитатель при организации и реализации процесса воспитания и его ведущих задач.

Принципы воспитания по своей сути – это не универсальные правила или готовые рецепты, которые должен использовать педагог для получения высоких результатов воспитания. Принципы не могут заменить профессиональных знаний, опыта или мастерства воспитателя. Несмотря на то, что требования принципов воспитания имеют общую направленность – воспитание ребенка, их практическая реализация во многом обусловлена личностью воспитанников.

Принципы воспитания, на которые педагог опирается при организации воспитательного процесса и решения актуальных воспитательных задач, представляют собой систему. Сущность системы обусловлена целью воспитательного процесса и тем, какие принципы в нее включены.

Выделяют следующие принципы воспитания:

  1. Принцип общественной направленности воспитания
  2. Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом
  3. Принцип опоры на положительное воспитание
  4. Принцип гуманизации воспитания
  5. Принцип личностного подхода в воспитании
  6. Принцип единства воспитательного воздействия.

Требования к принципам воспитания

К принципам воспитания предъявляются следующие требования:

  • Обязательность. Данное требование подразумевает, что принципы воспитания несут в себе обязательный характер внедрения и выполнения в практической деятельности педагога. То есть принципы воспитания – это не совет или рекомендация. В том случае, если воспитатель при организации воспитательного процесса систематически игнорирует и нарушает принципы воспитания, то значительно снижается эффективность воспитания.
  • Комплексность. Согласно данному требованию, педагог при организации процесса воспитания и достижения поставленных воспитательных задач должен опираться не на один определенный принцип, а на комплекс принципов. Под комплексностью понимается то, что все принципы, на которые опирается педагог, применяются одновременно, а не изолированно или поочередно друг от друга, то есть фронтально.
  • Равнозначность. Данное требование подразумевает, что каждый принцип воспитания несет в себе определенный посыл, среди них нет более важных или значимых, все принципы между собой равнозначны. Равное внимание ко всем принципам воспитания направлено на предотвращение и недопущение нарушений при организации педагогического процесса.
«Реализация принципов воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные педагогические правила реализации принципов воспитания

Реализация принципов воспитания подразумевает соблюдение следующих педагогических правил.

Природосообразность - подразумевает отношение к каждому человеку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.

Природосообранозность как одно из основных правил воспитания, является, пожалуй, самым древнейшим, берущим свое начало со времен Античности. Именно во времена Античности впервые стали задумываться о том, что в воспитании подрастающего поколения должна быть определенная система, которая ни в коем случае не может быть искусственной. По мнению античных философов, следование за природой в процессе воспитания способствует развитию полноценной личности, а само воспитание естественно и непринужденно.

Природосообразность в воспитании – это опора на естественное развития и становление ребенка, его личности, удовлетворение возрастных потребностей (в игре, знаниях, открытиях и т.д.), соблюдение режима дня и т.д. На сегодняшний день педагогика вновь возвращается к соблюдению природособразности воспитания на всех ступенях становления и развития ребенка (детский сад, школа и т.п.).

Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок.

В процессе воспитания педагоги должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д. общества, в котором растет и развивается ребенок. Педагог должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.

Культура народа должна выступать как фундамент воспитания ребенка. Тот уровень культуры, который существует на данный момент в обществе, развивает и воспитывает новое поколение людей. Именно поэтому очень важно при организации воспитательного процесса соблюдать культуросообраность и действовать в соответствии с требованиями культуры.

Необходимо также отметить, что не исключена возможность противопоставления между природосообразностью и культуросообразностью. Это связано с тем, что идеи естественного и гражданского состояния личности человека могут противоречить друг другу. В этом случае, многие ученые-педагоги приходят к выводу, что не стоит противоречить природе и оказывать противодействие влиянию ложной культуры. То есть если, культура противоречит природе, то она по своей сути ложна.

Гуманизация. Основная мысль данного принципа заключается в том, что фундаментальной задачей всего воспитательного процесса является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, соблюдение ее прав и свобод, уважение мнения и взглядов ребенка. В процессе воспитания все участники являются равноправными членами, каждый из которых принимает активное участие и имеет полное право на высказывание и отстаивание своей точки зрения. Педагог ни в коем случае не навязывает ребенку своего мнения, не ставит его развитие в рамки и шаблоны. Работа с каждым ребенком предполагает гуманный характер взаимоотношений.

Дифференциация. Суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Так как на поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития детей, их реакция на внешние воздействия. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании.

Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot