Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие женского образования в России в 50-80-е годы XVIII века

Формирование среднего женского образования во второй половине XVIII века

Развитие женского образования в России происходит с XVIII столетия. Оно формировалось на основе закономерностей развития образования в России того временного периода.

Средняя женская школа развивалась в течении двух основных циклов, каждый из которых имел свои особенности:

  1. Конец XVII – начало XVIII века. В это время, решающее значение на развитие женской школы оказало государство и приоритетные направления его политики. Влияние государства на становление женской школы носило непререкаемый и господствующий характер.
  2. Вторая половина XVIII века. Происходит отделение женской школы от государственного влияние. Большая часть женских учебных учреждений получает юридическую самостоятельность и становится независимой от влияния правительства.

Становление женского образования и приобретение им самостоятельности происходит в эпоху правления Екатерины II. Она проводила реформирования всех направлений и сфер общественной деятельности, в том числе и системы образования.

Новая политика в образовательной сфере внесла коррективы в существующую ранее образовательную систему, сменив ее ориентацию на профессиональное развитие и утилитарный характер на общеобразовательное формирование гражданина общества. Учебное учреждение и его деятельность были ориентированы на формирование человека нового типа и создание третьего сословия.

Основным законодательным актом, положившим начало женскому образованию в России стала доктрина «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, принятое 12.03. 1764 года. Именно этот документ стал ведущим законодательным актом, который повлиял на развитие образовательной системы России в дальнейшем. Он затронул не только образовательную систему, но и дал основу развития отечественной педагогики. Данная доктрина утвердила создание первых средних женских школ.

«Развитие женского образования в России в 50-80-е годы XVIII века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вся последующая история отечественного образования основывалась на педагогических идеях, заложенных в доктрину 1764 года. К ним относятся:

  • Огосударствление образовательной сферы;
  • Приоритетные позиция воспитания в педагогической деятельности;
  • Создание интернатов, в качестве ведущих образовательных заведений;
  • Общеобразовательный характер школы.

«Генеральное учреждение о воспитании юношества обоих полов» стало величайшим трактом педагогической науки той эпохи. В нем устанавливались цели и задачи воспитания и обучения юношей и девушек, рассматривалось его содержание, выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, особенности организации жизнедеятельности ребенка в учебных учреждениях, с учетом соблюдения технических и гигиенических норм.

Автором данной доктрины был И.И. Бецкой, который занимался реформированием образовательной системы России в период правления Екатерины II. Он был сторонником женского образования и уделял огромное внимание его развитию. По его мнению, в воспитании детей, особенно в раннем возраст, решающую роль играет именно женщина, мать. Поэтому, в обществе должны быть созданы условия уважительного отношения к ней и дано право на получение образования, чтобы передавать усвоенные знания и навыки подрастающему поколению. Кроме того, он утверждал о том, что в странах Европы, где женщины получают образование и работают, экономика развивается гораздо более высокими темпами, а жизненная атмосфера характеризуется чистотой и веселостью.

Смольный институт и принципы его деятельности

Замечание 1

Смольный институт был создан в качестве женского учебного заведения в рамках новых образовательных реформ. Его открытие состоялось 28 июня 1764 года. Данное учебное учреждение было закрытого типа и было ориентировано на воспитание «матерей нового типа».

При смольном институте было создано отдельное образовательное учреждение для девиц не благородных сословий. Эти заведения должны были воспитать образованных, порядочных женщин, отличных материй и полезных членов общества.

Смольный институт или Воспитательное общество благородных девиц опирался в своей деятельности на принятый устав. Его основными положениями были:

  1. Обязательное повиновение обучающихся начальствующим;
  2. Опора на принципы кротости и воздержания;
  3. Проявление взаимной учтивости;
  4. Недопущение развития гордости и самолюбия;
  5. Формирование благонравного, чистого, добродушного поведения;
  6. Безмолвное почитание христианского благочестия.

Смольный институт включал 200 воспитанниц в возрасте от шести до восемнадцати лет. Воспитанницы находились в институте двенадцать лет. Обучение проходило в четыре основных этапа: от шести до девяти лет, с девяти до двенадцати лет, с двенадцати до пятнадцати лет, с пятнадцати до восемнадцати лет.

Воспитанницам преподавался русский язык, география, арифметика, история, музыка, художественное творчество, танцы, иностранные языки, манеры поведения и основы домоводства. Как правило, обучение длилось первые три этапа, а в возрасте 15-ти лет начиналось повторение пройденного материала и проводились практические занятия по домоводству, а также, девочки практиковались в передаче знаний более младшим воспитанницам.

Смольный институт базировался на следующих основных идеях:

  • Приоритет гуманистических идей эпохи Просвещения.
  • Воспитательный компонент образования выступает его неотрывной частью и не может быть ориентирован на создание раба власти, верноподданного той или иной системе государственного устройства.
  • Образование в Смольном институте носило творческую направленность.

31 января 1765 года при Смольном институте было открыто отделение для обучение дочерей купцов, мещан и чиновников. Оно включало в себя 240 воспитанниц и велось по более простым и прагматичным программам. Девочек обучали чтению и письму, элементарной арифметике, закону Божьему, практическому домоводству и, в некоторых случаях, преподавался один иностранный язык.

Воспитанниц этого отделения готовили к будущей службе гувернантками, экономками в семьях дворян, а также иным мастерским работам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot