Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т.е. представления о смене времен суток, времен года и иных циклических событиях, имеющих регулярную природу возникновения.
Временные представления формируются постепенно. Они начинают свое активное развитие в старшем дошкольном возрасте и продолжают формироваться на этапе начального школьного обучения. В этой связи, в старшем дошкольном возрасте необходимо заложить фундамент развития временного ориентирования ребенка, сформировать у него представления о времени и способах его измерения, понимание длительности времени и развить навыки планирования своей деятельности в течение заданных временных промежутков.
Формирование временных представлений у старших дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Формирование временных представлений у старших дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления формирования временных представлений у старших дошкольников
Временные представления у старших дошкольников формируются в следующих направлениях:
- Знакомство с частями суток. Первоначально происходит развитие представлений о сутках и их составных компонентах. Детям дается понимание временной текучести и временной непрерывности, цикличности смены разных частей суток, их ежедневном повторении.
- Знакомство с календарем. Работа ведется в направлении развития представлений о времени и способах его измерения, посредством специальных приборов. Здесь же, происходит формирование представлений о временных эталонах и их количественной оценки и развиваются навыки восприятия продолжительности времени, а также установления зависимости между отдельными компонентами временных эталонов.
- Формирование чувства времени. Дети учатся оценивать временные промежутки без применения специального оборудования т.е. без часов. Эти чувства формируются в ходе специально организованных занятий, в частности – математических, а также в режимных моментах, повседневной бытовой жизнедеятельности дошкольников.
- Полноценное познавательное развитие дошкольников. Оно реализуется через образовательную деятельность ДОУ, связи обучения ДОУ с воспитательным процессом в семье и развитием навыков самостоятельного познания, актуализации познавательной заинтересованности дошкольника.
Этапы формирования временных представлений у старших дошкольников
Ознакомление дошкольников со временем, разнообразными временными понятиями и категориями реализуется при соблюдении поэтапной работы, ориентированной на знакомство с сутками и его составными частями, временами года, календарем и его структурой, а также выработкой понимания прошедшего, настоящего и будущего времени.
Обучение включает несколько стадий:
- Изучение дней недели с соблюдением их последовательности. В обучении необходимо поддерживать связь дня недели с конкретными событиями, определенной деятельностью. Например, в субботу выходной день, можно отдохнуть от занятий и т.д.
- Ежедневное называние дней недели: текущего, прошедшего и будущего. Регулярное повторение способствует лучшему закреплению и усвоению дней недели и их последовательности.
- Связь дней недели с порядковыми номерами т.е. понедельник – первый день недели, вторник – второй и т.д.
- Изучение времен года. Первоначально формируется понимание года, компонентов, из которых он состоит: 12 месяцев в году и четыре времени года. Далее, осваивается последовательность смены времен года. Как правило, обучение реализуется в игровой форме. Каждому времени года дается характеристика, устанавливается связь времени года с определенными событиями, природными процессами: зимой идет снег, весной цветут цветы, зеленеет трава и т.д.
- Знакомство с календарем. Дети изучают устройство календаря и его состав т.е. из каких месяцев он состоит, их последовательности, календарных датах.
- Формирование понимания временной текучести. Здесь предполагается познание настоящего, прошедшего и будущего времени, а также определение временных промежутков т.е. тех интервалов, которые отводятся на выполнение определенных действий, заданий, режимных моментов.
- Знакомство с часами. Изучение часов следует за развитием не только временного понимания и ориентации в во временах года, но и формированием навыков счета, знакомства с цифрами. Когда ребенок знает цифры, он без труда сможет определить время, указанное на часах.
Модели временных эталонов как средство развития временных представлений у дошкольников
Одним из современных методов формирования временных представлений старших дошкольников выступает метод моделирования. Он основан на создании модели т.е. образа временных эталонов, которые отражают реальную их структуру и особенности.
Модели временных эталонов могут быть представлены в вещественной и графической форме.
В качестве вещественных моделей могут быть использованы разнообразные макеты, отражающие времена суток, дни недели, природные процессы, соответствующие конкретному времени года, а также могут быть использованы песочные и электронные часы.
Что касается графических моделей, то они предполагают отображение дней недели, частей суток, месяцев в виде плоских и объемных фигур, а также схемы, которые отражают связи и особенности временных эталонов, связи частей суток, дней недели и времен года.
Рисунок 2. Работа с моделями и календарем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К примеру, для развития понимания старших дошкольников о текучести времени применяются круговые модели. Они могут отображать дни недели, месяцы, времена года. Модели должны быть окрашены в яркие цвета для лучшего восприятия дошкольниками. Каждому времени года, дню недели соответствует свой цвет, отличный от других. Такие же модели могут быть применены для отображения частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Модели дают детям наглядное представление времени, которое они не имеют при его познании другими методами и средствами. Это позволяет раскрыть область временных отношений и понять суть времени и его текучести.
Важно, при использовании моделирования учитывать особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста, а также особенности их личностного развития и познавательное развитие. Моделирование может быть дополнено иными методами и приемами работы. Главное, чтобы деятельность детей сменялась, исключая их перенапряжение и переутомление от занятий.