Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие в педагогическом процессе

Развитие как часть образовательного процесса

Определение 1

Развитие – это процесс изменения духовного состояния индивида, его психического и физического преобразования.

Развитие является важным процессом, в ходе которого реализуется социальное становление личности, выработка у нее нравственных ориентиров деятельности, усвоение опыта социальной жизнедеятельности и социальных отношений.

Развитие личности зависит от ее внутренних параметров и от внешних условий, т.е. от организованного воздействия на личность. Это воздействие реализуется в ходе образовательной деятельности, а следовательно, развитие является частью образовательного процесса.

Образовательный процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:

  • Обучение.
  • Воспитание.

Оба направления образовательной деятельности связаны с развитием личности воспитанника или учащегося. Иными словами, в ходе образования происходит применение различных методов и средств, которые приводят к переходу личности в качественно новое состояние – к ее развитию.

Процесс развития основывается на борьбе с противоречиями, которые возникают в ходе воспитательной и образовательной деятельности. Если эти противоречия преодолеваются, то личность изменяется: ее внутренние качества и процессы приобретают новую форму и характер.

Человеческая личность имеет большое количество противоречий. К тому же, большое количество противоречий имеется в окружающем мире. Столкновение данных противоречий и их разрешение являются движущими силами развития личности.

Ведущим внутренним противоречием, оказывающим воздействие на развитие личности, является несоответствие потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Ребенок хочет принимать участие во взрослой жизнедеятельности, но не обладает достаточным уровнем развития психических процессов, знаниями и навыками. Это побуждает его к получению определенных знаний и навыков, которые помогают ему устранить данное противоречие и развиться.

«Развитие в педагогическом процессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс воспитания и обучения оказывает влияние на развитие личности. При этом, эти процессы обусловлены развитием личности. Воспитание и обучение опирается на тот или иной уровень развития личности. Иными словами, все эти процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Процесс воспитания реализуется таким образом, чтобы оказать воздействие на развитие личности, а именно, реализуется, исходя из зоны ближайшего развития ребенка, т.е. его потенциальных возможностей, обусловленных особенностями функционирования его психики.

Воспитание и обучение должно идти впереди развития т.е. реализовываться не в соответствии с уровнем реального текущего развития ребенка, а полагаться на его потенциальные возможности. Тогда, образовательный процесс будет эффективным и целеориентированным.

Развитие личности осуществляется в ходе воспитания и обучения, которые опираются на процессы личности, находящиеся в стадии формирования.

Факторы развития личности в педагогическом процессе

Развитие личности зависит от двух групп факторов:

  1. Генетические факторы. Это наследственные параметры, которые отражают связь человека с его предками, а соответственно, относят его к человеческому роду и определяют его причастность к социальной сфере. Наследственные факторы развития – это все биологические признаки, которым наделен человек. Наследственные параметры переходят от родителей к детям. Возможно и проявление связи через поколения (например, от бабушек, прабабушек к внукам).
  2. Педагогические факторы. Сюда входит эффективность образовательной деятельности, применяемые методы и технологии обучения и воспитания и уровень качества, оказываемых образовательных услуг.

По сути, генетические факторы являются основой развития личности. они рассматриваются педагогами в качестве задатков, которые помогают развить в личности те или иные свойства, освоить различные направления деятельности.

Процесс развития личности реализуется в ходе планомерной педагогической деятельности, которая выстраивается таким образом, чтобы оказать воздействие на наследственные параметры и заставить их функционировать продуктивным образом.

Воспитание личности – это целенаправленный процесс ее развития. Воспитание направляет развитие, выступая ведущей силой его формирования. Поэтому, в основе развития личности лежит организация продуктивной образовательной деятельности. От того, какими метода реализуется образовательная деятельность, условий реализации образовательного процесса зависит уровень развития учащегося.

Закономерности развития личности в педагогическом процессе

Развитие личности, динамика и продуктивность этого процесса обусловлена следующими закономерностями:

  • Наследственные параметры развития личности. Они составляют фундамент развития личности и раскрытия ее потенциальных возможностей. От особенностей функционирования психических процессов организма, его физиологии зависит уровень и темп развития личности;
  • Условия реализации образовательной деятельности. должна быть сформирована воспитательная среда и развивающее пространство, которое помогает в раскрытии творческих задатков личности, реализации ее природного потенциала;
  • Включение личности в учебно-воспитательный процесс. Если учащийся стремится к обучению, то у него формируются навыки самообучения, которые являются прямым путем к развитию личности. Поэтому, успешность педагогической деятельности определяется включением учащегося, его мотивацией к познанию и развитию;
  • Методы и средства педагогического воздействия. Если в ходе обучения и воспитания применяются оптимальные методы, отвечающие особенностям развития учащегося и его потенциальным возможностям, то в ходе педагогической деятельности реализуется развитие личности;
  • Мотивация развития. Мотивация бывает внутренней, при которой у личности имеются собственные стимулы к участию в учебно-воспитательной деятельности и внешней, обусловленной педагогическим, социальным, моральным и материальным воздействием.
Дата последнего обновления статьи: 23.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot