Развитие как часть образовательного процесса
Развитие – это процесс изменения духовного состояния индивида, его психического и физического преобразования.
Развитие является важным процессом, в ходе которого реализуется социальное становление личности, выработка у нее нравственных ориентиров деятельности, усвоение опыта социальной жизнедеятельности и социальных отношений.
Развитие личности зависит от ее внутренних параметров и от внешних условий, т.е. от организованного воздействия на личность. Это воздействие реализуется в ходе образовательной деятельности, а следовательно, развитие является частью образовательного процесса.
Образовательный процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:
- Обучение.
- Воспитание.
Оба направления образовательной деятельности связаны с развитием личности воспитанника или учащегося. Иными словами, в ходе образования происходит применение различных методов и средств, которые приводят к переходу личности в качественно новое состояние – к ее развитию.
Процесс развития основывается на борьбе с противоречиями, которые возникают в ходе воспитательной и образовательной деятельности. Если эти противоречия преодолеваются, то личность изменяется: ее внутренние качества и процессы приобретают новую форму и характер.
Человеческая личность имеет большое количество противоречий. К тому же, большое количество противоречий имеется в окружающем мире. Столкновение данных противоречий и их разрешение являются движущими силами развития личности.
Ведущим внутренним противоречием, оказывающим воздействие на развитие личности, является несоответствие потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Ребенок хочет принимать участие во взрослой жизнедеятельности, но не обладает достаточным уровнем развития психических процессов, знаниями и навыками. Это побуждает его к получению определенных знаний и навыков, которые помогают ему устранить данное противоречие и развиться.
Процесс воспитания и обучения оказывает влияние на развитие личности. При этом, эти процессы обусловлены развитием личности. Воспитание и обучение опирается на тот или иной уровень развития личности. Иными словами, все эти процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Процесс воспитания реализуется таким образом, чтобы оказать воздействие на развитие личности, а именно, реализуется, исходя из зоны ближайшего развития ребенка, т.е. его потенциальных возможностей, обусловленных особенностями функционирования его психики.
Воспитание и обучение должно идти впереди развития т.е. реализовываться не в соответствии с уровнем реального текущего развития ребенка, а полагаться на его потенциальные возможности. Тогда, образовательный процесс будет эффективным и целеориентированным.
Развитие личности осуществляется в ходе воспитания и обучения, которые опираются на процессы личности, находящиеся в стадии формирования.
Факторы развития личности в педагогическом процессе
Развитие личности зависит от двух групп факторов:
- Генетические факторы. Это наследственные параметры, которые отражают связь человека с его предками, а соответственно, относят его к человеческому роду и определяют его причастность к социальной сфере. Наследственные факторы развития – это все биологические признаки, которым наделен человек. Наследственные параметры переходят от родителей к детям. Возможно и проявление связи через поколения (например, от бабушек, прабабушек к внукам).
- Педагогические факторы. Сюда входит эффективность образовательной деятельности, применяемые методы и технологии обучения и воспитания и уровень качества, оказываемых образовательных услуг.
По сути, генетические факторы являются основой развития личности. они рассматриваются педагогами в качестве задатков, которые помогают развить в личности те или иные свойства, освоить различные направления деятельности.
Процесс развития личности реализуется в ходе планомерной педагогической деятельности, которая выстраивается таким образом, чтобы оказать воздействие на наследственные параметры и заставить их функционировать продуктивным образом.
Воспитание личности – это целенаправленный процесс ее развития. Воспитание направляет развитие, выступая ведущей силой его формирования. Поэтому, в основе развития личности лежит организация продуктивной образовательной деятельности. От того, какими метода реализуется образовательная деятельность, условий реализации образовательного процесса зависит уровень развития учащегося.
Закономерности развития личности в педагогическом процессе
Развитие личности, динамика и продуктивность этого процесса обусловлена следующими закономерностями:
- Наследственные параметры развития личности. Они составляют фундамент развития личности и раскрытия ее потенциальных возможностей. От особенностей функционирования психических процессов организма, его физиологии зависит уровень и темп развития личности;
- Условия реализации образовательной деятельности. должна быть сформирована воспитательная среда и развивающее пространство, которое помогает в раскрытии творческих задатков личности, реализации ее природного потенциала;
- Включение личности в учебно-воспитательный процесс. Если учащийся стремится к обучению, то у него формируются навыки самообучения, которые являются прямым путем к развитию личности. Поэтому, успешность педагогической деятельности определяется включением учащегося, его мотивацией к познанию и развитию;
- Методы и средства педагогического воздействия. Если в ходе обучения и воспитания применяются оптимальные методы, отвечающие особенностям развития учащегося и его потенциальным возможностям, то в ходе педагогической деятельности реализуется развитие личности;
- Мотивация развития. Мотивация бывает внутренней, при которой у личности имеются собственные стимулы к участию в учебно-воспитательной деятельности и внешней, обусловленной педагогическим, социальным, моральным и материальным воздействием.