Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие связной речи дошкольников посредством приемов творческого рассказывания

Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Определение 1

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, то есть ряд логически сочетающихся между собой предложений, которыми обеспечиваются процессы общения и взаимопонимания. Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника. Связная речь - это речь, отражающая все существенные стороны своего предметного содержания.

Стоит отметить, что в процессе формирования детской речи значимая роль отведена правильной речи взрослых, находящихся рядом с ребенком.

В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится хорошо структурированной, характеризуется развернутостью и логической последовательностью. Постепенно дети начинают описывать предметы четкими завершенными высказываниями. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно описывать игрушки, предметы, которые их окружают, правильно воспринимают и понимают содержание картинки, пересказывают содержание мультиков и небольших рассказов. Также дети могут делиться впечатлениями и чувствами, которые они испытали во время прогулки или экскурсии.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте проходит в игровой деятельности. Это связано с тем, что совместной игровой деятельностью предполагается, что дети будут объяснять друг другу правила, а объяснительная речь выступает основным шагом от диалогической речи к монологической. При объяснении необходимо точно излагать мысль, передавать четкую последовательность действий. Старшие дошкольники уже правильно согласовывают слова между собой.

Вместе с увеличением объема словаря, идет развитие и логических связей, умение классифицировать слова и распределять их по разным группам. Например, дети не просто говорят, что на предлагаемом рисунке изображено животное, но и уточняют какое это животное – дикое или домашнее, а также могут назвать его конкретный вид – медведь, собака, лиса и пр.

Совершенствование связной речи протекает в развитии ее грамматического строя, которые старший дошкольник использует уже достаточно свободно, его речь становится сложнее, в ней начинает использоваться ряд простых и распространенных предложений, а также сложных, с разнообразными видами подчинений. Также возрастает объем высказываний. При этом сокращается количество ошибок при согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных.

«Развитие связной речи дошкольников посредством приемов творческого рассказывания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь уже хорошо развита, то есть дети могу задавать вопросы, поддерживать разные темы разговоров, высказывают свое мнение, дают краткие и развернутые ответы.

Иными словами, в старшем дошкольном возрасте дети в речевом развитии достигают достаточно высокого уровня: они произносят все звуки в словах, имеют большой словарный запас, который непрерывно пополняется, в речи правильно используют разнообразные грамматические конструкции, их высказывания приобретают большую содержательность, выразительность и точность, речь становится контекстной и произвольной, а невербальные средства диалогического общения становятся менее употребляемыми.

Творческое рассказывание в развитии связной речи старших дошкольников

Старшим дошкольником характерен хороший уровень развития всех сторон речи, в связи с чем они могут начать освоение разнообразных видов творческой речевой деятельности. Также у детей уже есть достаточный объем знаний, касающийся окружающего мира, что превращается в хорошую основу для их словесного творчества. У старших дошкольников уже достаточный объем словаря, и они уже переходят от диалогической речи к монологической, а также они способны вести рассказ по собственному замыслу.

Определение 2

Творческое рассказывание – это речевая деятельность, результат которой -новые сказки, придуманные самими детьми. В них может фиксироваться ряд новых образов, прорабатываться новые сюжетные линии, которые фиксируются посредством доступных для ребенка речевых средств.

Основа творческого рассказывания детей дошкольного возраста – хорошо развитая монологическая речь.

Творческое рассказывание развивает у детей основные психические функции, формирует личностные качества на основании волевых усилий, которые прикладываются детьми для выполнения предлагаемых заданий и эмоций.

Киселева О.И. выделила три этапа в процессе формирования художественного речевого творчества детей дошкольного возраста:

  • накопление опыта;
  • творческий процесс – возникновение замысла, поиск художественных средств для его полноценной реализации;
  • формирование новой речевой продукции.

Симановский А.Э. выделил несколько важных педагогических условий, необходимых для обучения детей творческому рассказыванию:

  • постоянное обогащение личного опыта детей дошкольников впечатлениями, получаемыми в жизни;
  • постоянное обогащение и активизация словаря;
  • формирование умения детей-дошкольников владеть связной речью, изучить композицию повествования и описания;
  • детям необходимо правильно понимать предлагаемые ему задания.

Творческие рассказы условно подразделяют на сказки, реалистичные рассказы, рассказы-описания природы.

При составлении творческих рассказов детей знакомят со следующими видами художественно-речевой деятельности:

  • восприятием художественной литературы;
  • воспроизведением произведений с добавлением своих сюжетных поворотов, героев и элементов;
  • созданием собственных вторичных текстов на основании знакомых сюжетов.

Иными словами, в старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать творческое рассказывание, так как они уже достаточно овладели речью, могут придумать какую-либо историю на основании уже знакомого им сюжета. Методические аспекты использования приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи в старшем дошкольном возрасте заключаются в том, что сначала дети рассказывают по вопросам совместно с воспитателем, а затем отрабатывается навык составления рассказа, опираясь на свой жизненный опыт. Позже дети придумывают сказки, в которых в качестве главных героев выступают домашние питомцы, и только после этого дети начинают учиться составлению рассказов о природе.

Дата последнего обновления статьи: 07.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot