Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Развитие словарного запаса маленького ребенка имеет огромное значение для его речевого и общего развития. Кроме того, детей дошкольного возраста необходимо обучать родному языку, что требует расширения их словарного запаса. Поэтому, обучение лексике осуществляется с раннего возраста ребенка.

Целевое назначение развития словарного запаса у детей

Формирование словарного запаса ребенка необходимо для его общения на родном языке. Ребенок, познает родную речь, наполняя ее новым содержанием и смысловым значением. Это, в свою очередь, влечет развитие культуры речи, ее грамотному отображению и, развивает психические процессы. Это осуществляется за счет подключения мыслительных процессов к речевой деятельности, что развивает эмоциональную сторону личности и расширяет ее умственные способности.

Замечание 1

Целевым назначением развития словарного запаса ребенка является его общее психическое развитие и формирование умения общаться на родном языке.

Данная цель имеет несколько подцелей. Они отражают различные направления развития ребенка, активизирующиеся за счет расширения его словарного запаса.

К подцелям развития словаря детей относят:

  1. Формирование навыков построения коммуникативных связей;
  2. Владение словом и умение пользоваться им в процессе взаимодействия в социуме;
  3. Облегчение процесса социализации личности;
  4. Формирование понятийного мышление;
  5. Активизация познавательных процессов;
  6. Формирование связной речи и умения строить диалог;
  7. Усвоение этических норм и правил поведения;
  8. Культурное обогащение.

Развивая речь детей, взрослым необходимо придерживаться культуры речи. От того, насколько культурно общаются взрослые, непосредственно взаимодействующие с ребенком, зависит эффективность усвоения родного языка и формирование полноценного словарного запаса, позволяющего взаимодействовать с разными гражданами общества, выполнять различные направления деятельности.

Замечание 2

Речь ребенка развивается, как правило, в диалоге между ним и взрослым. Ребенок активно усваивает слова, применяемые в диалоге, и употребляет их в дальнейшей жизнедеятельности.

«Развитие словаря детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исходя из целевого назначения развития словаря ребенка, выделяют несколько приоритетных задач такого обучения:

  1. Расширение словарного запаса, за счет знакомства с новыми словами или расширение значений известных слов;
  2. Фиксация словарного запаса и уточнение слов. Иногда, представления детей о различных объектов отличаются от их наименований. Это требует наполнения слов и словарного запаса ребенка определенным содержанием;
  3. Развитие активного словаря дошкольника. Ребенок может владеть большим количеством слов, которые он не употребляет в практической жизнедеятельности. Поэтому, необходимо добиваться расширение словарного запаса, который дети будут применять в своей речи;
  4. Ликвидация или максимальное сокращение слов, являющихся нелитературными т.е. в речи ребенка должна отсутствовать жаргонная лексика, простонародные выражения, слова «паразиты». Важно, привить детям понимание того, что эти слова являются некультурными, портящими язык и речь.

Содержание словарной работы с детьми дошкольного возраста

Словарь ребенка дошкольного возраста и процесс его формирования рассматривается с двух сторон:

  • С одной стороны, словарь ребенка должен иметь предметное отнесение слов и их понятийное отражение. Такое развитие словаря ребенка проходит в тесной взаимосвязи с процессами познания. Существуют специальные методики, позволяющие развить познавательную деятельность ребенка и, сопряженный с ней, словарный запас.
  • С другой стороны, слово изучается, как отдельный компонент лексики, структурная единица лексической системы. Слово изучается не как обособленная единица, а как лексический компонент взаимосвязанный и взаимозависимый от других компонентов целостной лексической системы. Дети обучаются словам, имеющим многозначное содержание, их семантикой. Так происходит развитие смысловой стороны речи ребенка.

Словарная работа с детьми дошкольного возраста характеризуется специфичным содержанием, состоящем в том, что начинается формирование словарного запаса с тех слов, которые отражают элементы материальной, умственной и нормативной культуры. Такой подход предполагает выделение групп слов:

  1. Бытовые слова – слова, используемые в повседневной жизни ребенка. Это могут быть предметы туалета, продукты питания, одежда, игрушки, посуда, наименование частей тела;
  2. Слова, отражающие процессы и явления неживой природы, животного и растительного мира;
  3. Социальные слова – это слова, отражающие процессы и явления общества. Например, родина, труд, название профессий, категории граждан;
  4. Слова, отражающие эмоциональный настрой личности – это слова, которыми характеризуются наши эмоции, чувства, настроение, переживания;
  5. Слова, отражающие временные и пространственные связи, а также качественные и количественные характеристики объектов.

Методика развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Формирование словарного запаса ребенка осуществляется на основе построения специальной методики, помогающей достичь целей и задач развития словаря и речи детей.

Такая методика базируется на применении двух групп методов:

  • Методы умножения содержания детского словаря. К таким методам относятся мероприятия, включающие наблюдение детьми за различными объектами окружающего мира, чтение художественной литературы, словесные методы, применяемые педагогами и родителями.
  • Методы, ориентированные на формирование устойчивого словарного запаса и его активное практическое использование. К таким методам относятся разнообразные дидактические игры и выполнение упражнений. Дидактическая игра выступает эффективным методом словарной работы. Игры, ставят перед детьми задачи разной сложности, решить которые возможно посредством включения мыслительной деятельности, в ходе которой, ребенок повторяет известные ему слова, оперирует ими. Существует большое разнообразие дидактических игр. Их выбор зависит от конкретных подцелей и индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Развитие словаря детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Развитие словаря детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot