Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие русской речи ребенка в семье

Развитие связной речи

Речь – сложная система, состоящая их внутренней и внешней речи. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная диалогическая речь – это речь, которая произносится вслух, то есть беседа двух собеседников. Основной функцией диалогической речи выступает общение, то есть коммуникация. Дети без речевых патологий в возрасте 6-7 лет уже могут общаться на уровне контекстной речи, точно и полно описывающей то, о чем они хотят сказать.

Перед современными родителями стоит сложна задача по созданию условий для полноценного формирования связной речи детей в качестве компонента гармоничного речевого общения. Одно из важных условий – непосредственное участие родителей в процессе развития связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте.

Своевременное развитие связной речи детей – важнейшее условие для полноценного речевого и общего психического развития детей, так как язык и речь выполняют психическую функцию в процессе развития мышления и речевого общения, в планировании и организации детской деятельности, самоорганизации поведения и формирования социальных связей. Язык и речь являются основными средствами проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, мышления, а также развития в других сферах – коммуникационной и эмоциальнально-волевой. На современном этапе выделена острая практическая необходимость определения основных направлений развития речи детей в старшем дошкольном возрасте в семье, обоснования ее роли в формировании связной речи детей.

Оптимальная ситуация развития речи детей – нахождение их в семье при условии, что родители готовы включиться в процесс развития речи своих детей. Важная функция семьи – это забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей и речевых способностей детей. Природный дар речи заложен в каждом ребенке, задача родителей – всячески его развивать.

Способности к речи проявляются в деятельности, поэтому ребенок должен получить возможность реализации широкого набора видов деятельности, его свободное время должно быть заполнено интересными для него делами.

Основы речевой работы с детьми в семье

В психолого-педагогических исследованиях Яшиной А. Е., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Ипполитовой М. В. и др. были разработаны основы работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования у них диалогических умений, которые включают следующие умения и навыки:

  • навык вступать в общение – уметь и знать, когда и каким образом может быть начат разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, занятыми или разговаривающими с другими;
  • умение поддерживать и завершать общение – учет условий и ситуации общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать при необходимости, доказывать свою точку зрения, выражать личное отношение к предмеру разговора – сравнивать, излагать собственное мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, логично и связно высказываться;
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонационными диалогами;
  • навык общения в паре или группе из 3-5 человек, внутри коллектива;
  • навык общения с целью планировать совместные действия, достигать результатов и обсуждать их, принимать участие в обсуждении той или иной темы;
  • умение уместно пользоваться мимикой и жестами.
«Развитие русской речи ребенка в семье» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ипполитовой М.В. были выделены методы и средства, посредством которых родители могут помогать своим детям в развитии навыка связной речи, в их числе:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение;
  • рассказ;
  • пересказ.

Игрушки, предметы и картины выступают в качестве отличного материала для обучения разным видам высказываний, так как они подсказывают содержание речи. В описании дети базируются на восприятии наглядного материала, вычленяя характерные признаки предметов и явлений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях, то есть деятельность, результат которой – придумывание ребенком сказки, реалистического рассказа и самостоятельное создание образов, ситуаций, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Рассказывание на основании зрительного, осязательного или слухового восприятия описательного характера, подводящее ребенка к рассуждениям. Дети могут рассказывать о предметах и явлениях, воспринимаемых в настоящий момент.

Рассказывание по памяти предполагает рассказывание из опыта, пережитого или воспринятого ранее. Данный тип деятельности сложнее по сравнению с восприятием, так как она базируется на произвольной памяти.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей, дети могут использовать представления, которые хранятся в памяти и ранее усвоенные знания.

Основной метод развития связной речи в повседневном общении – разговор родителей со своими детьми. Он должен выстраиваться, учитывая изменяющуюся на протяжении детства потребность ребенка общаться. Нужно правильно организовывать диалог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей в старшем дошкольном возрасте. Разговор родителей и детей только в таком случае окажет на них развивающее влияние, когда в семье создается доброжелательная атмосфера, обеспечивается их эмоциональное благополучие, с преобладанием личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей. Дети охотно вступают в контакт со взрослыми, если будут чувствовать внимание, интерес и доброжелательность со стороны взрослых, комфортность и свою безопасность и защищенность. Родители могут разговаривать с детьми по любым удобным поводам, в разное время.

Таким образом, работа по развитию связной речи в семье должна быть систематической, последовательной, целенаправленной, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития детей. То есть, эффективно развивать речь детей в семье можно, если родители умеют строить общение со своими детьми, с учетом его индивидуальности, соотносят требования и возможности детей, с опорой на сильные стороны речевого развития.

Дата последнего обновления статьи: 11.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot