Основные этапы нормального речевого развития детей
Речевое развитие – это комплекс процессов, связанных с овладением средствами устной и письменной речи, то есть языка, которыми обусловливается развитие у ребенка навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Речь – не врожденная способность, она развивается в онтогенезе параллельно физическому и умственному развития детей, выступая в качестве показателя его общего развития. Чтобы понять патологию речи ребенка, необходимо четко знать весь путь развития речи детей в норме, знать закономерности данного процесса, а также условия, которые оказывают воздействие на успешность его протекания.
В процессе речевого развития принято выделять следующие этапы:
- подготовительный – 0-1 год;
- преддошкольный – 1-3 года;
- дошкольный – 3-7 лет;
- школьный – 7-18 лет.
Подготовительный этап
На подготовительном этапом дети появляются на свет, что знаменуется криком. Крик выступает первой голосовой реакцией ребенка. Криком и плачем активизируется деятельность артикуляционного, голосового и дыхательного отделов речевого аппарата.
В связи с этим необходимо в анамнезе указывать, если ребенок родился в условиях асфиксии и не закричал сразу, так как в таком случае эта информация не может считаться для логопеда важным диагностическим симптомом.
Гуление характерно для всех детей возрастом 1,5 - 2 месяца, а позже в 2-3 месяца голосовые реакции детей проявляются воспроизведением однотипных звуков – гу-гу, бу-бу, у-гу и пр. Потом они превращаются в основу для становления членораздельной речи. Данный период одинаков у всех детей всех народов мира.
Преддошкольный этап
Данный период характеризуется расширением объема лепетных слов, которые используются ребенком. Данному этапу характерно повышенное внимание ребенка к речи окружающих, усиление его речевой активности. Ребенок употребляет многозначные слова, например, «дай» - принеси, подай, отдай и пр. После 1,5 лет отмечается прирост активного словаря детей, появление первых предложений, состоящих из аморфных слов-корней, например: Мама, ди. (Мама, иди).
В этот период особенно важное значение имеет совокупность следующих факторов:
- механизм подражания словам окружающих;
- сложная система функциональных связей, которыми обеспечивается осуществление речи;
- благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок.
Иными словами, на протяжении 1,5 лет отмечается количественный скачок в расширении словаря детей.
Дошкольный этап
Данному периоду характерен наиболее интенсивный процесс развития речи. В этом возрасте происходит качественный скачок в расширении словарного запаса. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи, постепенно начинается формирование навыков словообразования.
В 5-6 лет высказывания детей становятся достаточно пространными, начинает улавливаться некоторая логика изложения. В рассказах может появляться элемент фантазии, стремление придумывать эпизоды, которых не было в действительности.
Школьный период
Протекает дальнейшее совершенствование связной речи. Дети начинают сознательно устанавливать грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. Начинает формироваться письменная речь.
Формирование пространственных представлений у детей-дошкольников с ОНР
Представление – это образ предмета, который на основании предшествующих сенсорных воздействий воспроизводится в отсутствии этого предмета.
Выделено несколько этапов формирования восприятия пространства в раннем детстве:
- формирование механизма фиксации взора – в 3 месяца;
- перемещение взор за движущимися предметами – от 3х до 5 месяцев;
- развитие активного осязания и предметной деятельности – с середины первого года жизни. Элементы пространственного видения напрямую зависят от накопления двигательного опыта и процесса активного осязания;
- освоение пространства посредством ползания и ходьбы – начинается формирование системного механизма восприятия пространства;
- формирование отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка. На 2м и 3м году жизни дети впервые начинают употреблять обозначение пространства.
В период 2-3 лет у детей с нормальным развитием речи появляется обозначение пространства, тогда как у детей с ОНР в этот период отмечается резкое отставание в формировании элементарных пространственных представлений. Детям тяжело ориентироваться на себя и на других, а значит не формируются последующие, более сложные уровни пространственной ориентировки.
У детей с ОНР отмечаются следующие признаки несформированности пространственных представлений:
- на втором уровне речевого развития дети не используют слова, обозначающие части тела, ошибаются при употреблении грамматических конструкций: смешивают падежные формы, пропускают предлоги, существительные употребляют в именительном падеже и пр.;
- на третьем речевом уровне дети не знают названий многих частей предметов, плохо различают формы предметов, ошибаются при употреблении предлогов.
Также у таких детей отстает зрительное восприятие, которому характерна недостаточная сформированность целостного образа предмета.
Методика развития пространственных представлений у детей с ОНР предполагает решение следующих задач:
- выявить знание детьми предлогов, которыми обозначается расположение объектов в пространстве;
- научить употреблять и понимать предлоги, обозначающие положение объектов в пространстве в горизонтальной и вертикальной оси;
- научить ребенка владеть понятиями лево, право, левее, правее и пр.;
- ввести более сложные понятия пространственного анализа объектов при заданном направлении: самый близки, последний, дальше всего от и пр.;
- научить использовать сложные пространственно-речевые конструкции.
Дети с ОНР при условии ранней диагностики проблемы, могут освоить все уровни пространственного ориентирования, необходимого, чтобы успешно усвоить в дальнейшем школьную программу.