Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие предметной деятельности в раннем детстве

Содержание и особенности предметной деятельности раннего возраста

Определение 1

Предметная деятельность – это один из способов обучения ребенка раннего возраста тем навыкам и действиям с различными предметами, которые закреплены негласными правилами общества.

Посредством предметной деятельности, у ребенка происходит формирование навыков действий с разнообразными предметами, развиваются психические процессы, формируется мышление, сознание, речевой аппарат. Такая деятельность предполагает развитие навыков пользования предметами, исходя из их функционального назначения и, принятым в обществе порядком его применения в практической жизнедеятельности.

Активная деятельность играет важную роль на любом этапе развития личности. С раннего возраста осуществляется формирование индивидуального опыта, развиваются способности к элементарным разновидностям детской деятельности. она оказывает огромное влияние на развитие интеллекта ребенка. Это происходит за счет того, что при взаимодействии с предметами, он учится определять и различать их параметры и признаки, пространственное положение, выделяет их функциональную роль. Таким образом складываются волевые качества личности, вернее закладывается фундамент для их последующего развития. Ребенок учится ответственности, стремится выполнить действие до конца и получить определенный результат.

Содержание предметной деятельности составляет формирование и закрепление в сознании ребенка способов применения предметов, ранее установленных обществом. Так ребенок не просто познает предметы, изучая их форму, цветовые характеристики, функции, но и изучает приемы их применения, способы осуществления разнообразных действий с ними.

Замечание 1

Ключевым аспектом предметной деятельности являются предметные действия. Они составляют основу этой деятельности и от эффективности их усвоения зависит темп развития, качество освоения, результативность предметной деятельности.

Особенностью данного направления деятельности является то, что в ее ходе ребенок знакомится с назначением предметов и их функциональной ролью. Чтобы процесс освоения деятельности был более продуктивным необходимо организовать систему взаимоотношений между детьми и взрослыми. Ребенок раннего возраста не может освоить предметные действия самостоятельно. Ему необходима помощь людей, которые знают, как с ними обращаться, для чего они нужны и какую роль они несут т.е. взрослые должны проводить обучение ребенка пользованию предметами.

«Развитие предметной деятельности в раннем детстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стадии развития предметной деятельности

Процесс формирования навыков выполнения предметных действий не является одномоментным и быстрым. Он требует определенных временных затрат, грамотного обучения. Предметная деятельность проходит несколько стадий развития:

  • Первая стадия – выполнение манипуляций с предметами. Она охватывает возрастной период 5-6 месяцев ребенка. Он характеризуется простым манипулированием предметов, без осознания их реального назначения и функциональной роли, а также, не имеющих нацеленности на достижение конкретного результата. В 7-8 месяцев манипулирование превращается в ориентировочные действия. По сути, предметные действия ребенок еще выполнять не может.
  • Вторая стадия – выполнение предметно-специфических действий. Такие действия уже имеют более осознанное значение. Она выполняются для чего-то т.е. являются нацеленными на получение какого-то эффекта от их выполнения. При этом, ребенок уже обучается и сам начинает осознавать необходимость правильного взаимодействия с тем или иным предметом. Возрастным периодом прохождения стадии является второй год жизни. Ребенок уже выделяет какие-то особенности предметов, не делая акцента на значимости и степени важности каждого из них.
  • Третья стадия – выполнение предметно-опосредованных действий. Здесь осуществляется выполнение орудийных задач и процессов. Ребенок уже не просто так выполняет свои действия, а осознает, какие инструменты и орудия можно применять для их реализации т.е. он понимает, что зубы нужно чистить зубной щеткой, капать-лопатой, кушать из тарелки. В этот период, в сознании ребенка начинают формироваться общие понятия.

Осваивая предметные действия, первоначально ребенок усваивает только тесную связь предмета с его непосредственным назначением. Он не представляет себе его применение в другом качестве и другом направлении деятельности. Действие и предмет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом в сознании ребенка. Например, ребенок не представляет, как салфетку можно применить не для вытирания рук, а в качестве половой тряпки.

В последствие направление предметных действий ребенка развивается и расширяется. Он осваивает назначение предметов и варианты его практического использования.

С ростом и развитием ребенка, предметные действия приобретают характер орудийных т.е. предметы начинают использоваться, как инструменты для выполнения каких-то действий.

Замечание 2

Полностью навыки предметной деятельности складываются в трехлетнем возрасте.

Условия эффективного обучения предметной деятельности

Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:

  • Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
  • Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
  • Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
  • Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot