Проблемы развития у учащихся чувства музыкального ритма
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, которая состоит из восприятия, понимания, исполнения и созидания ритмической стороны музыкальных образов.
К основным затруднениям при развитии музыкального чувства ритма, можно отнести следующие:
- педагог направляет свои усилия на развитие у ребенка музыкальных способностей, но часто такое развитие однобокое, больше техническое, чем музыкальное. Это связано с тем, что у детей отсутствует связь между теорией музыкального знания и практической деятельностью, что заставляет воспринимать музыку формально;
- работу над ритмом музыкального произведения должен осуществлять сам ученик, а не педагог, но зачастую, для того, чтобы ребенок не делал ошибок и не заучивал неправильный ритм, педагог предупреждает каждую ошибку своими подсказками, вместо ученика проделывая всю работу по осмыслению и разбору ритма произведения;
- ученик, играя на музыкальном инструменте, испытывает проблемы с самоконтролем, счет вслух зачастую не помогает, так как ребенок не ведет счет ровно, а подстраивает его под свою игру;
- вызывает затруднения восприятие ритма в медленном темпе, так как ритмические верное исполнение в замедленном темпе всегда труднее по сравнению с быстрым;
- замедленное мышление ребенка, неумение распределять внимание между несколькими элементами музыкальной канвы и координировать собственные исполнительские движения в определенном темпе;
- технические трудности, вызванные индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушения ЦНС вызывают много проблем, отражающихся на детском развитии;
- состояние детской психики. Уравновешенные дети более ритмичные, чем те, кто легко поддается колебаниям эмоционального фона;
- социальные условия. Бытовая неустроенность, семейное неблагополучие, отсутствие стабильности накладывают отпечаток на психику детей и на ритмическую сторону исполнительства.
Методы развития чувства музыкального ритма
Чувство метра, или ощущение метрической пульсации, - это способность восприятия и передачи в движении равномерных промежутков времени музыкального полотна.
Формированием этого чувства и начинается развитие чувства ритма у ребенка. Метрическую пульсацию объясняют в качестве равных шагов, слышимых в музыке. Пульсация сравнима с тиканьем часов или ритмическим биением человеческого сердца.
Для развития чувства ритма можно использовать следующие приемы.
- Декламационный метод обучения. Этот метод достаточно результативный, если в понятии о метрической пульсации использовать слова, знакомые детям. Можно предлагать двухсложные имена, и определять в них количество слогов и место ударения: И-ра – И-роч-ка; произносить слова в полный голос и вместе с этим тактировать руками; одной рукой отмерять пульс, а другой ритм.
Метод ритмослоговой системы предполагает, что каждой ритмической единице соответствует определенное слоговое название (четвертная та, восьмые ти-ти и пр.). Это помогает быстро разучить любую ритмическую последовательность и переводить любые слова в ритм.
Дирижирование способствует ощущению метра, размера и такта. Упражнения с дирижированием могут быть разными: ученик может петь и одновременно дирижировать, или учитель играет мелодию, а ученик дирижирует. Дирижирование к тому же воспитывает точность движения. Это важно, так как часто дети воспринимают ритм слухом и умом, но правильно сыграть не могут из-за того, что плохо отработана координация слуха и действий.
Игра в ансамбле играет важную роль в воспитании чувства ритма, так как приобщает учеников к достаточно сложным звучаниям, которые в сольном исполнении могут быть еще недоступными для него. При проигрывании своего ритма, ребенок прислушивается к общему звучанию, звучанию партии педагога и стремится исполнить свою партию вместе с ним. Педагог должен решить следующие задачи:
- научить ребенка слушать себя;
- точно воспроизводить ритм;
- слушать звучание партии педагога;
- понимать момент, в котором нужно снять звук, выдержать паузу, сделать замедление и ускорение.
Использование метронома дисциплинирует многих учеников, но многих и раздражает, отвращая любое желание работать. Правило музыкантов говорит о том, что фраза, которая была сыграна под метроном 3-5 раз, уже не забывается, а закрепляется в памяти и на пальцах.
Метроном нужен в начале обучения, чтобы развивать у ученика чувство метра и ровной пульсации, а также для самоконтроля, измерения и фиксирования его технических достижений.
Игра на других инструментах помогает детям получать разные представления о ритмической составляющей элементов музыки.
Чтение нот с листа начинается ритмическими элементом, то есть отбитием ритма исполняемого произведения путем хлопанья в ладоши, таким образом необходимо выработать точное воспроизведение ритма произведения.
Музыкально-ритмическое воспитание стиля – выработка у учащихся ритмического стиля музыки и понимание специфических черт и особенностей этой стиля играет большую роль. Каждая эпоха и исторический период характеризуются определенным музыкальным ритмом и неповторимой композиторской индивидуальности. Иными словами, законченность музыкально-ритмического воспитания возможна при изучении большого разнообразия ритмических стилей.
Ритмические игры – важное условие развития чувства ритма на начальном этапе. Например, прием «эхо», когда педагог хлопает в ладоши или играет мелодию, а ученику необходимо воспроизвести ритмический рисунок.
Подтекстовка – хороший способ воспитать ритмическую игру. Ритмическое чувство в таком случае развивается благодаря выразительному словесному тексту, которому тоже характерен определенный ритм. Тем более, словесный ритм больше знаком людям, чем музыкальный ритм. Реализация данного метода предполагает:
- разучивание песни со словами до того, как она будет проиграна на инструменте, то есть ребенок прочувствует ритм раньше;
- разобрать песню по нотам, а потом проиграть ее и спеть со словами. Слова способствуют выправлению ритма. Также подтекстовка способствует освоению сложных ритмических фигур, например, триолей, квинтолей и секстолей.