Основы развития речевой коммуникации у детей с аутизмом
Коммуникативные навыки – это навыки общения и взаимодействия, посредством применения языковых средств.
Данные навыки выступают основой социального развития личности. Для детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативное общение является непосредственной необходимостью. Они закрыты от окружающих и имеют сложности в установлении взаимодействия с ними. Потому, коммуникативные навыки требуют тщательной и последовательной работы по их становлению и развитию.
В основе формирования речевой коммуникации детей с аутизмом лежат следующие направления работы:
- Развитие навыков выражения ребенком своих просьб и желаний, а также требований к другому человеку: взрослому и сверстнику;
- Развитие навыков социального реагирования на различные ситуации, внешние раздражители;
- Развитие навыков привлечения внимания к собственной личности и ее потребностям: умения задавать вопросы, устанавливать контакты, строить диалоги;
- Развитие навыков выражения своих эмоций и чувств;
- Развитие умений анализировать окружающую обстановку. Здесь имеется ввиду умение называть предметы, описывать их свойства, действия людей, социальные ситуации, конкретные обстоятельства;
- Усвоение норм социального поведения. Они необходимы любому ребенку, а ребенку с аутистическими расстройствами помогают в приобщении к социальной действительности и понимании основ взаимодействия с социальным миром и его объектами.
Все эти направления развития реализуются в определенной последовательности с опорой на принципы коррекционного обучения и с применением коррекционных методов и технологий развития ребенка. В данном случае необходимо учитывать особенности психической сферы ребенка-аутиста, торможение в развитии психоэмоциональных проявлений.
Работа по развитию коммуникативных навыков детей с аутистическими расстройствами требует предварительной мотивации ребенка к коммуникативному взаимодействию. Это является самым сложным и значимым этапом работы, поскольку, аутистические нарушения затрагивают сферу общения ребенка, а именно, ребенок становится закрытым миру и не желает взаимодействовать с ним. Требуется применять различные методы мотивации, которые будут стимулировать интерес ребенка к общению и социальному взаимодействию.
В процессе развития коммуникации ребенка с аутизмом необходимо развить его невербальные навыки речевого взаимодействия. Они помогут ребенку в адекватном выражении своих эмоций и сопровождении речи верным эмоциональным состоянием.
Также, речевые навыки и основы коммуникативного взаимодействия требуют развития навыков ребенка принятия на себя разных коммуникативных ролей. Каждая роль является отражением конкретной коммуникативной ситуации, в которой находится ребенок. Важно, формирование понимания ситуации и исполнение роли, соответствующей ей.
Принципы коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков детей с аутизмом
Коммуникативное развитие детей-аутистов осуществляется в опоре на следующие принципы:
- Принцип комплексного воздействия. Он означает привлечение к работе различных специалистов и использование разных методов и средств. На развитие ребенка с аутизмом оказывает влияние логопедическая, психологическая, медицинская помощь, условия жизнедеятельности ребенка и его социальное окружение.
- Принцип систематичности развития. Он означает постоянную работу с ребенком и тренировку его коммуникативных навыков, которые усваиваются очень трудно и не сразу закрепляются в качестве устойчивых навыков.
- Принцип перехода от простого к сложному. Его соблюдение крайне обязательно, поскольку, детям с аутизмом очень сложно дается усвоение основ коммуникативного взаимодействия. Работа начинается с формирования элементарных навыков, которые усложняются постепенно.
- Принцип наглядности. Освоение речевых знаков и символов должны быть наглядно отражены для лучшего запоминания ребенком.
- Принцип вариативности форм и методов обучения. Их выбор зависит от уровня речевого развития ребенка, состояния его коммуникативных навыков и общего уровня развития.
- Принцип связи развития коммуникативных навыков с другими аспектами психического развития ребенка. Речевая коммуникация зависит от ряда факторов психического развития ребенка. Они требуют выявления и учета в построении коррекционного обучения.
- Принцип индивидуального подхода. Он означает учет особенностей индивидуального развития конкретного ребенка с аутистическими нарушениями для разработки программы его коммуникативного развития.
Следует отметить, что процесс коммуникативного развития ребенка с аутизмом требует обязательного учета его личных интересов и потребностей. Развитию коммуникативной мотивации необходимо уделять особое внимание, а в ходе усвоения речевых основ взаимодействия применять подсказки и подкрепления развития коммуникативных высказываний.
Механизм формирования коммуникативных навыков у детей с аутистическими расстройствами
Коммуникативные навыки ребенка с нарушениями аутистического спектра формируются в соответствии со следующим алгоритмом коррекционной деятельности:
- Определение коммуникативного навыка, требующего развития.
- Создание ситуаций общения, побуждающих детей-аутистов использовать речь, строить коммуникацию разного рода, формулировать те или иные коммуникативные высказывания.
- Предоставление детям времени для формулирования коммуникативного высказывания. Оно должно быть достаточным для конкретного ребенка и уровня его коммуникативного развития.
- Использование подсказок, оказание помощи детям, при их затруднениях в формулировании коммуникативного высказывания.
- Тренировка и отработка коммуникативного навыка для закрепления. Здесь, реализуется подкрепление коммуникативных попыток ребенка и отрабатывается высказывание, характерное для конкретной речевой ситуации.
- Закрепление коммуникативного навыка ребенка и его доведение до устойчивого. К работе привлекаются иные специалисты и родители ребенка. Они помогают ему использовать сформированный коммуникативный навык в повседневной жизнедеятельности.
Каждый коммуникативный навык отрабатывается посредством разработки серии однотипных упражнений и смоделированных ситуаций. Все занятия реализуются в игровой форме.
Рисунок 1. Алгоритм игрового коррекционного взаимодействия взрослого с ребенком с РАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ