Стадии развития количественных представлений дошкольников
Развитие количественных представлений – это формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения и разделения на множества, проведения операций с множествами, соотношения числа с цифровым значением, определения места числа в числовом ряду и т. д.
Количественные представления начинают складываться у детей с ранних лет. На дошкольном этапе развития ребенка их усвоение осуществляется на основе восприятия и понимания множества. Ребенок еще не знаком с числами (а если и знаком, то не осознанно). Это является дочисловым этапом его развития. Знакомство с множествами закладывает фундамент формирования количественных понятий и отношений.
Множество представляет собой совокупность различных объектов, которые объединены общими признаками и свойствами, функциями и отношениями.
Все множества окружающего мира дошкольник воспринимает посредством своих органов чувств. Сюда входят реальные объекты, звуки, предметы. Ребенок воспринимает их органами чувств, далее эти ощущения передаются в головной мозг, где сигналы анализаторов приобретают вид представлений ребенка о количестве объектов, их множестве. Множество имеет неопределенный вид. Это обуславливает необходимость развития у детей полноценного представления о множествах и их отдельных компонентах, их количественном составе.
Рисунок 1. Особенности развития у детей представлений о множестве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс развития представлений о множествах реализуется в несколько стадий:
- Развитие навыков восприятия объектов множества, как крайних и, расположенных между ними, промежуточных объектов. Это актуально развивать в полутора – двух летнем возрасте. В это время происходит закладка фундамента дальнейшего счета. Ребенок выделяет отдельные объекты множеств и обособляет их словами или жестами.
- Развитие осознанного восприятия множества, как целостной структуры, состоящей из отдельных компонентов. В двух-трех летнем возрасте дети начинают производить сравнения множеств между собой по различным признакам: количество объектов, их размеры. Таким образом, закладывается фундамент числовых представлений, посредством сравнения множеств и их компонентов.
- Развитие представлений дошкольников о составе множеств по однородным признакам. Здесь впервые вводятся представления о роде. Они закладываются, примерно, в четырех летнем возрасте, когда ребенок может уже перечислять объекты множеств, т.е. дети учатся соотносить числительные с объектами множеств. Осуществляется обучение навыкам простого счета: до пяти или до десяти. Навыки сопоставления числительных с объектами множества относятся на данной стадии к примитивным: дети часто пропускают объекты множеств, добавляют лишние, неверно соотносят числительные с реальным количеством объектов.
- Формирование навыков выполнения числовых операций с группами объектов. Дети пяти лет обучаются формировать из однородных объектов группы. Этого можно достичь при сформированности у ребенка навыков соблюдения числовой последовательности объектов множеств и соотнесения числительных с объектами в верном порядке, осознании прямых и обратных числовых отношений компонентов множества.
- Развитие навыков разделения объектов множества. В старшем дошкольном возрасте, дети уже полноценно усваивают счет и могут считать не только отдельные объекты множеств, а группы объектов, выделяя группы в качестве единиц счета.
- Формирование навыков полноценной счетной деятельности. Эти навыки, очень редко реализуются в старшем дошкольном возрасте. Большинство детей осваивает их в начальной школе.
Использование приемов наложения и приложения для формирования навыков сравнения множеств
Как правило, данные приемы используются в старшем дошкольном возрасте. Они необходимы детям для того, чтобы они могли сравнивать множества между собой и проводить операции дифференцирования.
Прием наложения используются следующим образом:
- Раздача детям карточек в количестве от трех до пяти – семи штук. На карточках, как правило, бывают изображены какие-то объекты, относящиеся к однородной группе: листики, цветы, шишки.
- Обязательное расположение карточек с изображениями объектов в ряд.
- Применение раздаточного материала. Используются какие-то объекты (можно использовать вырезки из бумаги или нарисованные объекты более мелкого размера), требующие сопоставления с данными (например, нужно посадить жука на листик, божью коровку на цветок и т.д).
- Сопровождение действий по сопоставлению объектов пояснениями. Воспитателю необходимо давать количественное сопровождение своих действий. Например, «На один листик сел один жук», «У нас с вами ровно столько божьих коровок, сколько цветов».
- Отработка приема наложения. Педагог задает детям вопросы о количественных параметрах их объектов, чтобы закрепить навыки наложения.
Прием приложения является продолжением освоения детьми навыков сравнения множеств. Для его освоения используются игровые приемы работы. Его суть состоит в приложении к объекту (например, кукле или машинке) другой объект. Как правило, используется несколько однородных объектов к которым прикладывается группа других объектов в равном или неравном количестве.
Таким образом, дети усваивают понятия «равное» и «неравное» количество объектов, «больше» и «меньше», навыки определения количества «лишних» или «недостающих» объектов,
Условия эффективного формирования представлений дошкольников о числах
Чтобы процесс развития количественных представлений дошкольников был эффективным, необходимо соблюдение ряда условий:
- Включение в образовательную программу ДОУ специальных занятий по развитию количественных представлений.
- Использование дидактической игры, как основного средства формирования представлений о числах и множествах.
- Организация совместной деятельности взрослого и ребенка.
- Акцентирование внимания на самостоятельной отработке навыков оперирования множествами.
- Создание ситуации успеха.
- Закрепление представлений, усвоенных ребенком и их тренировка.
- Мотивация к познанию.