Понятие инициативной речи
Инициативная речь – это самостоятельная речь, осуществляемая в соответствии с собственным побуждением, без специального задания или вопроса от взрослого. У детей с нормативным развитием возникновение инициативной речи отмечается обычно в возрасте двух лет.
Говорящий в инициативной речи руководствуется собственной инициативой, самостоятельным выбором содержания высказывания, языковым материалом и выразительными средствами языка.
Чаще всего речь рассматривается в качестве содержательной формы психической активности и универсальной способности, которая обеспечивает успешное выполнение наиболее разнообразных видов деятельности.
Психическая основа инициативной речевой деятельности – воображение, возникающее уже в период дошкольного детства. Это представлено важнейшим новообразованием дошкольного детства, с которым связано зарождение цельной личности. Важные показатели развития функций воображения – опора на наглядность и использование прошлого опыта, а также наличие особой внутренней позиции, которая позволяет приспособиться к ситуации, подчинить ее себе, овладеть особенностями ее содержания.
Развитие инициативной речи определено уровнем воображения ребенка. В связи с этим необходимо создать предметную среду такого рода, которая будет выступать как пусковой механизм для предметного развития инициативной речи детей.
К 3-4 годам детская речь представлена самостоятельно поставленными вопросами и проблемами относительно всего нового, неизвестного, так же расширяется и исследовательский диапазон ребенка. Это вызывает выдвижение проблемности на место основного компонента инициативной речи. Проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка всему новому и обостряет стремление найти несоответствия и противоречия.
Теоретические основы развития речи у детей раннего возраста
К концу второго года жизни речь детей приобретает свою основную функцию – средство общения с окружающими людьми, в первую очередь, со взрослыми. Поводы обращения к взрослым достаточно разнообразны – просьба помочь, жалоба или выражение своего желания. Необходимое условие проявления речевой активности ребенка – игра, двигательная активность, общение со взрослыми, специальные занятия, помогающие развивать речь.
У детей третьего года жизни отмечено совершенствование восприятия речи окружающих ребенком. Во многих случаях он может улавливать неправильное произношение слов ровестниками.
Дети учатся различать слова, похожие по своему звучанию и отличающиеся иногда одним звуком, например, ложка-кошка-мошка, при этом он ориентируется не только на рассматриваемую ситуацию, но и на звуковое оформление слова.
При освоении нового слова, дети стремятся его точно воспроизвести. Дети часто используют слова трудные по слоговой структуре, то есть включающие три и более слога, несмотря на то, что не всегда могут сохранить структуру слова и правильно произнести в нем все звуки в нужной последовательности. Уровень мышления ребенка отражен в его речи: он употребляет распространенные и сложные предложения.
На третьем-четвертом году жизни ребенка отмечается значительное изменение воспитательного значения речи. Использование речи в качестве средства обучения и воспитания в этом возрасте существенно возрастает, но ведущая роль по прежнему принадлежит показу.
Особенности развития инициативной речи у детей 3-4 лет
Речь рассматривается в качестве наиболее содержательной формы психической активности, в качестве универсальной способности, обеспечивающей успешное выполнение различных видов деятельности.
Психическая основа инициативной речи – воображение, возникающее в период дошкольного детства. Воображение является важнейшим новообразованием дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Важные показатели в развитии функций воображения – опора на наглядность и использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, которая помогает приспособиться к ситуации и причинить ее себе, а также овладеть ее содержательными особенностями.
Развитие инициативной речи определено уровнем детского воображения. В связи с этим необходимо создавать такую предметную среду, которая выступает как пусковой механизм, играющий важную роль в специфических предметах и развитии инициативной речи у детей.
Педагогические условия развития речи
Приемы, которые направлены на развитие инициативной речи, как в дидактической игре, так и в развивающих речь играх, а также на стимулирование общей инициативной речевой активности.
Первая группа приемов включает задания, которые помогают осваивать выразительные свойства языка, например, придумывание эпитетов. Детям предлагают придумывать эпитеты, которыми характеризуется тот или иной персонаж сказки.
Другая группа приемов состоит из придумывания сравнений и синонимов либо антонимов к словам. Выполнение данной категории заданий помогает развивать ассоциативные связи. Прием словоизменения способствует осознанию разницы в оттенках слов.
Важная роль в процессе развития инициативной речи отведена таким приемам, как:
- сочинение сказочных историй,
- придумывание продолжения знакомым сказкам,
- сочинение сказок по картинкам.
Чтобы использовать игру для развития инициативной речи, детям стоит предлагать две роли сказочных персонажей, которые не связаны друг с другом общим сюжетом. Например, Айболит и солдат, принцесса и дворник. Детям необходимо разыграть предлагаемые для них сюжеты. Это может быть телефонный разговор или игра-драматизация, игра-фантазия. Все остальные дети наблюдают за сверстниками, а потом участники игры сменяются.
Опыт показывает, что использование данного приема существенно стимулирует общую речевую активность детей и речь в игровой деятельности.