Нарушение слуха – это частичное снижение (тугоухость) или полная утрата (глухота) способности понимать и обнаруживать звуки.
Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Основной особенностью развития игровой деятельности у детей с нарушением слуха, является то, что без целенаправленного коррекционного воздействия на ребенка отмечается значительное отставание в ее развитии. В том случае, если ребенок получает необходимое коррекционное воздействие, его игровая деятельность имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от игровой деятельности детей с нормой развития.
Характерные особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха:
Отставание в развитие игровой деятельности у слабослышащих и глухих детей, характеризуемое однообразием и ограниченности в выборе игрушек. Это обусловлено тем, что дети с нарушением слуха менее самостоятельны в собственной деятельности, чем дети с нормой развития.
Преобладание одиночной игры. Данная особенность характеризуется тем, что дети с нарушением слуха чаще играют в одиночку, так как им сложно устанавливать игровые контакты со сверстниками. Ввиду этой ограниченности у них отмечаются бедность в игровых действиях и построении игрового сюжета.
Бедность игрового сюжета. Дети с нарушением слуха, в отличие от сверстников с нормой развития, не стремятся взять на себя определенную игровую роль, вступить с другими детьми в игровые взаимоотношения. Ввиду этого их игры характеризуются бедным и достаточно монотонным сюжетом, однообразием эмоциональных реакций.
Различное состояние игрового интереса внутри группы детей с нарушением слуха. Игровой интерес является важным элементом в зарождении и последующем развитии игры. У детей дошкольного возраста с нарушением слуха отмечается низкое проявление игрового интереса именно на игру со сверстниками.
В первую очередь это связано с тем, что дети дошкольного возраста с нарушением слуха еще не достаточно овладели навыками общения и взаимодействия друг с другом, и им сложно организовать совместную игру. То есть, в силу невозможности общения, дети не имеют полноценной возможности распределить роли, установить правила и в дальнейшем поддерживать ход игры.
Во вторую очередь это обусловлено, что не все дети одновременно овладевают необходимыми игровыми навыками. Процесс овладения зависит от многих факторов и во многом определяется индивидуальностью нарушения слуха.
Таким образом, особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, определяют необходимость выбора индивидуального подхода к формированию игры на начальных этапах воспитания и обучения.
Принципы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
В основу развития игровой деятельности детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
- Принцип коррекционной направленности – предусматривает реализацию потенциала ребенка и его возможностей, посредством компенсаторного пути его развития.
- Онтогенетический принцип – основан на учете общих закономерностей развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
- Принцип единства – направлен на единение процесса обучения игровой деятельности и процесса ознакомления ребенка с окружающим миром, его закономерностями и особенностями.
- Принцип активности и сознательности – в процессе обучения игровой деятельности ребенок должен понимать объясняемый ему взрослым смысл игровой ситуации и принимать сознательное активное участие в предлагаемой игре.
- Принцип последовательности и систематичности – предполагает соответствие выбранных педагогом методов работы и руководства, с закономерностями изучаемых игровых действий.
- Принцип доступности – предусматривает оптимальное соответствие уровня сложности формируемых игровых действий, темпа обучения и реальных возможностей ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха.
- Принцип индивидуального (дифференцированного) подхода – предполагает обязательный учет индивидуального темпа обучения ребенка, а также индивидуальность нарушения.
- Принцип формирования совокупности умений – предусматривает одновременное развитие у ребенка с нарушением слуха игровых способов общения и коммуникативных умений.
Направления развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Основные направления по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха:
- Обогащение представлений об окружающем мире, основных явлениям и процесса. Данные представления являются фундаментом для последующего развития игровой деятельности.
- Развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать и общаться с окружающими. Основной работой в данном направлении является обогащение активного словаря, постановка правильного произношения.
- Поэтапное формирование необходимых игровых действий. Начиная с элементарных и постепенно переходя к более сложным, доводя их до совершенства. Данное направление предполагает обязательный учет актуальной зоны игрового поля ребенка и учета его игрового интереса.
- Формирование на каждом этапе развития игровой деятельности определенных действий, которые ребенок должен уметь успешно выполнять самостоятельно как в реальных условиях, так и в условных (вымышленных, воображаемых).
- Формирование игрового взаимодействия со сверстниками. Ребенка необходимо мотивировать на игру в паре или группе. Такой вид игр значительно расширяет знания, умения и навыки ребенка, обогащает его жизненный опыт.
- Формирование умения брать на себя определенную роль, выполнять ее в соответствии с установленными правилами.
- Стимулировать детей на самостоятельную организацию игры с привлечением в нее сверстников.
Таким образом, процесс развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо осуществлять поэтапно в рамках специально организованных игровых занятий, проводимых педагогом.