Необходимость двигательной активности в раннем возрасте
Двигательная активность – основа физического развития.
Формирование навыков движений разного рода в раннем возраста – основа здорового и полноценного развития ребенка.
Движения необходимо развивать с ранних лет. Это реализуется в дошкольных образовательных организациях, в которых функционируют группы для детей раннего возраста (как правило, ясельные группы).
В движении упрощается процесс социальной адаптации ребенка. Он становится более активным и заинтересованным в познании окружающего мира.
В основе формирования движений лежат игровые упражнения. Они характеризуются яркостью, эмоциональной насыщенностью, чем привлекают детей и активизируют их интерес к игровому процессу.
Двигательная активность – это количество движений, совершаемых ребенком в период его бодрствования. Она включает в себя бег, ходьбу, прыжки, ползанье, метание, лазанье и др. действия.
Необходимость двигательной активности в раннем возрасте обусловлена следующими параметрами:
- Рост и развитие ребенка в процессе совершения разнообразных движений;
- Получение энергии из внешних источников при совершении разнообразных движений способствует повышению работоспособности организма;
- Освоение движений расширяет опыт деятельности ребенка;
- Посредством развития двигательной активности формируются такие качества, как: смелость, ловкость, командный дух;
- Двигательная активность лежит в основе выработке потребности в физическом развитии и совершенствовании;
- В раннем возрасте активное бодрствование занимает большой объем времени – около 70-80%;
- Двигательная активность связана с чередованием разных движений, разных действий, разной деятельности, что формирует у ребенка познавательную мотивацию, возбуждает интерес к познанию и развитию;
- Выполнение движений разного рода отражает восприятие ребенком окружающего мира, конкретной микросреды, ее обстановки и навыков ориентации в ней;
- В ходе двигательной активности формируются ощущения, восприятия, представления, сила воли, знания и эмоциональные переживания. Это оказывает плодотворный эффект на общее развитие ребенка, формирование его личностных качеств;
- Двигательное развитие содействует интеллектуальному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию.
Таким образом, двигательная активность выступает основой развития ребенка.
Приемы развития различного рода движений у детей раннего возраста
Движения детей раннего возраста формируются в процессе игровой деятельности. Она позволяет сделать познание движений комфортным и простым.
В ходе обучения применяются следующие приемы:
- Развитие инициативы ребенка. Ребенок должен сам стремиться к выполнению того или иного движения. Для этого, применяются разнообразные игры, игровые упражнения, которые мотивируют к двигательным действиям.
- Поощрение инициативы ребенка и ее поддержание. Развив инициативу к двигательной активности, требуется уделить внимание ее поддержанию. Это требует многократного повторения движений т.е. выполнение игровых упражнений по нескольку раз. Плюс, это позволит отработать технику выполнения движений.
- Введение в игровые упражнения различных персонажей т.е. необходимо создавать игровые ситуации разного рода, которые побуждают к совершению тех или иных движений. Словесная инструкция в раннем возрасте не актуальный и непродуктивный метод.
- Использование игровых атрибутов в упражнениях. Они улучшают эмоциональный настрой ребенка и мотивируют к действию.
- Рациональное расположение детей в помещении или на улице (смотря где реализуются игровые упражнения). Необходимо предоставить каждому ребенку достаточное пространство для выполнения упражнений.
Вариативность игровых упражнений на развитие движений у ребенка раннего возраста
Использование игровых упражнений в физическом воспитании ребенка раннего возраста реализуется на основании предварительной диагностики уровня физического развития ребенка и его физической активности. Они позволяют выбрать оптимальные упражнения, способствующие активизации двигательной сферы ребенка и освоению им основных движений.
В зависимости от уровня развития двигательной активности детей игровые упражнения делятся на два блока:
- Упражнения для малоподвижных детей и детей со средним уровнем развития двигательной активности. Как правило, для малоподвижных и средне подвижных детей актуально применение одинаковых игровых упражнений. Они активизируют движения малоподвижного ребенка и в то же время, развивают двигательную мотивацию, способствуют развитию инициативности ребенка с более развитой степенью двигательной активности.
- Упражнения для активных детей, т.е. для детей с хорошо развитой двигательной активностью, повышенным желанием и стремлением к выполнению разнородных движений.
К первому блоку относятся следующие игровые упражнения:
- Упражнения с мячом. Совершаются разнородные движения с мячом: броски, подкидывания, передача друг другу;
- Упражнения топанье ногами. Они предполагают выполнение топанья в разных вариациях: под музыку, на месте, в ходе движения;
- Упражнения на развитие кистей и пальцев рук. Сюда входит игра «ладушки», пальчиковая гимнастика, игра «вышли пальчики гулять»
- Упражнения со вспомогательными предметами. Здесь могут быть использованы горки (на улице), доски, желоба, а также сооружены наклонные поверхности из подушек и одеял. Ребенок выполняет упражнения на скатывание с наклонных поверхностей.
Ко второму блоку относятся такие игровые упражнения, как:
- Упражнения с мячом. Здесь они носят более сложный характер: выполнение скручиваний мяча, вращение на полу по оси, забросы в корзину, попадание в конкретную цель, прокатывание с преодоление препятствий;
- Упражнения с обручем. Выполняются перелазы через него в разных направлениях, перешагивания через обруч;
- Упражнения со скакалкой. Как правило дети раннего возраста прыгать на скакалке еще не способны, потому она используется для создания «полосы препятствий», которую требуется преодолеть, посредством перешагиваний, прыжков, бега, ходьбы.