Неблагополучная семья – это семья, в которой имеются сбои в структуре и функциях, а также нарушения в ценностных ориентациях и в воспитательном процессе.
Особенности функционирования неблагополучной семьи отражаются на развитии ребенка. Дети из неблагополучных семей требуют особого внимания, особого подхода в воспитании и обучении. Поэтому, педагогу необходимо установить взаимодействие с семьей ребенка с целью снижения ее негативного воздействия на формирование его личности.
Стадии работы классного руководителя с неблагополучными семьями
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями представляет собой последовательный процесс. Она реализуется в несколько стадий:
- Подготовительная стадия. Она связана с исследованием семьи, условий ее жизнедеятельности, «категории» и уровня ее неблагополучности, особенностей функционирования, условий проживания ребенка и его воспитания. Формы социального неблагополучия имеют разную степень тяжести воздействия на ребенка и его развитие. Поэтому, важно, выявить форму неблагополучия семьи и степень ее отрицательного воздействия, чтобы разработать дальнейшую программу коррекционного воспитания, привлечь соответствующих специалистов для работы с родителями и ребенком.
- Диагностика жилищных условий проживания семьи. Выявление условий жизни ребенка необходимо для того, чтобы понять, насколько они воздействуют на его развитие. Если ребенку не хватает жизненного пространства, родители испытывают его нехватку, то социальная ситуация семьи усугубляется. Условия проживания являются фактором, оказывающим отрицательное воздействие на ребенка и его развитие. В ходе диагностирования осуществляется проверка соблюдения в семье норм гигиены, соответствия жилья санитарным требованиям и нормам проживания ребенка конкретного возраста, питание ребенка, анализ его рациональности и достаточности, обеспечение одеждой, обувью и иными предметами быта, школьными принадлежностями. Если педагог констатирует факт неблагоприятных условий для проживания ребенка, он составляет акт, в котором отражает сведения о месте проживания, его состояние, санитарная обстановка, психологический климат.
- Исследование особенностей личности всех членов семьи, их социального статуса, социальной ситуации, причин и факторов ее развития.
- Получение информации о службах, которые ранее работали, а может, и продолжают работать с данной семьей. Это могут быть социальные педагоги, психологи, наркологические и психиатрические диспансеры, социальные службы. Эти данные позволяют составить социальную карту семьи и личности учащегося. На их основе формируется программа реабилитационной помощи семье, определяется выбор форм социальной, психологической, медицинской работы с ней.
- Реализация программы реабилитации. Спроектированная программа должна быть реализована педагогом. Для этого, он устанавливает систему взаимодействия с родителями, социальными службами, которые помогут в решении проблем конкретной семьи, системой дополнительного образования и иными физическими и юридическими лицами, заинтересованными в решении социальной ситуации семьи и ребенка. Важно, выявить социальную ситуацию учащегося и составить его социальную карту на ранних этапах, чтобы обеспечить оптимальное социально-педагогическое сопровождение неблагополучной семьи и предотвратить развитие серьезных отрицательных последствий развития ребенка из неблагополучной семьи. В ходе реализации программы, педагогу требуется проводить мероприятия по профилактике развития противоправного и асоциального поведения учащихся, защите их прав и свобод, проводить коррекционные занятия, развивающую, профориентационную работу, а также обеспечить положительную социальную обстановку в учебном заведении, классном коллективе, создать благоприятный микроклимат для учащегося из неблагополучной семьи.
- Посещения неблагополучной семьи. Педагог осуществляет регулярные посещения семьи. Их количество и периодичность зависят от формы неблагополучности, отрицательных аспектов воздействия семьи на развитие учащегося, выбранной реабилитационной стратегии работы.
- Анализ эффективности педагогической работы. Проводится оценка реализации реабилитационной программы, выявляется динамика развития семьи, наличие положительных изменений или усугубление жизнедеятельности и т.д. Здесь же, педагогу необходимо принять решение о дальней реабилитационной работе, расширении сопровождения, привлечении дополнительных специалистов или, напротив, их сокращении.
Принципы работы педагога с неблагополучными семьями
Работа педагога с неблагополучными семьями должна быть основана на индивидуальном подходе. Это обусловлено тем, что каждая неблагополучная семья имеет свои причины развития неблагополучности, особенности, ценностные ориентации, условия проживания и степень отрицательных последствий на развитие учащегося.
Работа с неблагополучными семьями основывается на следующих принципах:
- Принцип подготовки. Начинать общение с семьей необходимо после получения каких-то сведений о ней: ее социальном статусе, уровне развития членов семьи, их особенностях и т.д. Также, требуется составить предварительный план беседы и взаимодействия с семьей.
- Принцип контактирования. Необходимо установить с семьей положительный контакт, а также привлечь специалистов к работе с ней.
- Принцип сущности. Он означает, что необходимо выявить сущность проблем семейного неблагополучия, причин и факторов их развития прежде чем начинать реабилитационную работу.
- Принцип содержательности. Планирование реабилитационной работы с семьей должно быть содержательным: включать разные направления деятельности, методики работы.
- Принцип оказания помощи и поддержки. Неблагополучной семьей требуется помощь в решении ее социальных и иных проблем. Помощь может быть разного характера и содержания.
- Принцип исследования тяжести неблагополучия. Изучение тяжести семейного неблагополучия необходимо для выявления уровня отрицательного воздействия на ребенка, а также проектирования эффективной реабилитационной программы.
классному руководителю по работе с неблагополучными семьями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Памятка классному руководителю по работе с неблагополучными семьями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ