Формирование детского коллектива посредством реализации игровой деятельности
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Она затрагивает и дальнейшие возрастные этапы развития ребенка, проходя с ним путь социализации и развития.
Игровая деятельность также способствует формированию навыков социального взаимодействия и построению коллективных взаимоотношений. В ходе игры происходит формирование детского коллектива. Это реализуется за счет того, что:
- Игра объединяет детей общей целью;
- Игра строится путем создания детьми своего маленького мира, который выступает отражением реального;
- В игровой деятельности дети действуют сообща;
- Игра обучает детей учитывать интересы и потребности других ее участников;
- Игра имеет конкретные правила, по которым должны действовать все ее участники;
- Игра имеет эмоциональный окрас;
- В игре развивается чувство общности;
- Игра способствует развитию коммуникативных навыков и построению коммуникативных связей между ее участниками;
- В игре дети познают мир;
- Игра является средством сплочения людей.
Все эти факты свидетельствуют о том, что игровая деятельность способствует построению между детьми реальных взаимоотношений.
В игровой деятельности ребенок формирует чувство коллективизма, принадлежности социальной среде. Кроме того, игра способствует столкновению детских идей, интеллектуальных замыслов, характеров в процессе планирования ее сюжета и построения игровых действий. В распределении игровых ролей, дети учатся проявлять такт, отмечать положительные стороны других участников игры, определять их характер и особенности. Когда сталкиваются потребности, воззрения, убеждения и интересы детей происходит личностное развитие каждого участника игрового действия и складывается детский коллектив.
Формирование игрового коллектива детей происходит поэтапно:
- Предпосылки формирования коллектива. На этой стадии дети начинают свою игровую деятельность при участии взрослого. Постепенно она расширяется, и ребенок начинает играть со сверстниками, а иногда и с более старшими детьми, стремясь подражать их игровому действию. Однако, это не является полноценной коллективной игрой, поскольку она не имеет общей цели и правил действия, а служит, лишь, предпосылкой формирования игрового коллектива.
- Организация совместных игр с помощью взрослого. В три-четыре года дети активно стремятся к организации совместных игр. Они имеют простое содержание и краткое исполнение. Формированию детского коллектива, определению правил игр и ее целевого назначения способствует взрослый, который помогает детям в организации игры.
- Создание небольших детских коллективов по интересам. Этот этап приходится на пятилетний возраст детей. Игры этого периода характеризуются насыщенным содержанием, целевым назначением, общими детскими усилиями для достижения цели. Дети объединяются в небольшие группы по интересам. Каждая группа является маленьким игровым коллективом, имеющим эмоциональный окрас.
- Построение игрового коллектива на основе устойчивых интересов и осознанных приоритетов. К началу школьного обучения, дети вступают в тот возрастной этап развития, когда они точно знают, что им интересно и чего они желают. Это отражается в построении игровых действий: выборе сюжета игры, ее содержания, роли. В этот период, игра выступает не просто средством формирования детского коллектива, но и инструментом разжигания дружеских взаимоотношений.
Построение коллективной игры с учетом индивидуальности каждого ее участника
Учет индивидуальных особенностей развития имеет важное воспитательное и развивающее значение во всех видах и направлениях детской деятельности. Игра не является исключением.
В ходе игровой деятельности происходит формирование детского коллектива. Этот процесс реализуется при непосредственном участии взрослого. В игре, взрослый реализует косвенное воздействие на детей, создавая им такие условия, при которых они способны к свободному проявлению своей самобытности, навыков самостоятельности, реализации интересов.
Коллективные игры должны быть организованы таким образом, чтобы учитывать специфику личностного развития, способности, возможности и потребности каждого участника игры.
Каждый ребенок уникален. В этой связи одна и та же игра будет иметь разное значение для каждого ребенка. У одного игра может вызвать интерес и восхищение, другого насторожить, а третьего расстроить. Педагогам и родителям необходимо учитывать индивидуальность каждого участника игрового действия при организации игры. Уникальность нужно развивать, а не подавлять.
В игровом коллективном действии индивидуальность каждого ребенка отражается в:
- Организаторских навыках;
- Формулировании игрового замысла;
- Выразительном исполнении ролей;
- Умении подобрать игровые атрибуты;
- Умении сформулировать правила игры;
- Настойчивом достижении целевого назначения игры.
Руководство игрой помогает в формировании детского коллектива. Однако, руководить игрой необходимо на основе индивидуального подхода к каждому участнику игры, дифференциации их интересов и потребностей.
Индивидуальный подход в коллективной игре реализуется посредством соблюдения следующих условий:
- Учет заинтересованности в реализации игрового действия каждого участника игры.
- Подвижные игры, которые имеют правила должны реализовываться под тщательным руководством и контролем. В этих играх у ребенка развивается чувство коллективизма и формируются нравственные качества.
- Создание увлекательной игре без нарушения замыслов ее участников.
- Умелое воздействие на содержание игры. Педагог должен помочь детям в выборе игрового сюжета, распределении ролей, акцентируя свое внимание на индивидуальные особенности и потребности участников игры.
- Каждый участник игры должен находить в ней удовлетворение своих потребностей.