Особенности речевого развития детей с множественными нарушениями в развитии
Множественные нарушения в развитии – это наличие у ребенка более трех отклонений от нормального функционирования различных процессов и систем организма, проявляющихся в умственной отсталости, синдроме Дауна, слепоглухоте, речевых дефектах и др.
Речь играет важную роль в общем развитии ребенка. Речевые процессы связаны с работой ЦНС и мозга. Если речь ребенка оказывается недоразвитой, то это является следствием наличия умственных отклонений и нарушения функционирования психических процессов, а также, приводит к развитию вторичных отклонений в развитии ребенка, связанных с дефектами работы речевого аппарата. В этой связи, развитию речи, исследованию причин ее дефектов и особенностей формирования у различных категорий детей уделяется особое внимание.
При наличии у ребенка множественных нарушений в развитии их речевое развитие имеет некоторые особенности формирования:
- Позднее становление речевых функций. В силу задержки в развитии ребенка, возникает поздняя активизация работы речевого аппарата.
- Затруднения функционирования речевой координации.
- Нарушения в работе фонематического восприятия.
- Сложности в расширении и обогащении словарного запаса ребенка. Слова ребенка не отличаются большим количеством и разнообразием. Он способен строить только примитивные предложения, не соблюдая грамматические нормы их построения.
- Недоразвитость мышления приводит к невозможности освоения правил построения грамматически верных предложений, формулировании своих мыслей.
- Отсутствие заинтересованности в речевом общении.
- Неумение отвечать на вопросы, особенно, требующие расширенного ответа.
- Сжатость и пространность фраз, вызванная нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
- Нелогичность высказываний.
- Фрагментарность речи.
- Развитие речи является сложным и длительным процессом, требующим комплексного коррекционного воздействия.
- Несформированность регулятивной функции речи т.е. речь, обращенная к ним не воспринимается точно и правильно, а соответственно, какие-то поручения и действия не могут быть точно и последовательно реализованы.
- Частое проявление эхолалий, фонетические расстройства, специфическая интонация, странная тональность речи.
- Сложности в освоении письменной речи и чтения.
Речевая моторика детей с множественными отклонениями характеризуется замедленным развитием. Дыхательная работа затрудняется во время произношения. Кроме того, наблюдаются сбои артикуляции в ходе речевого произношения.
Пространственная ориентация ребенка также, требует тщательной проработки. Она связана с тем, что ребенок не всегда выполняет движения точно и правильно. Любые его действия требуют постоянной поправки и отработки. Поэтому, сложные речевые инструкции ребенок выполнить не в состоянии.
Основные направления логопедической работы с детьми со множественными отклонениями
Коррекция речевых дефектов ребенка с множественными отклонениями реализуется по следующим направлениям:
- Развитие экспрессивной речи.
- Развитие импрессивной речи.
- Развитие навыков невербального общения.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Коррекция сенсорных и перцептивных функций.
- Развитие моторных функций.
- Развитие визуально-двигательной координации.
Выбор направления коррекционной работы зависит от степени выраженности конкретного отклонения. В основном, множественные отклонения, приводят к наличию нескольких речевых дефектов. Какие-то могут быть ярко выраженными и остро проявляться, а какие-то нет. Некоторые поддаются коррекции и быстро устраняются, а некоторые требуют длительной проработки.
Рисунок 1. Коррекция речевого нарушения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коррекционная терапия основывается на применении концентрического метода обучения. Он заключается в постепенном переходе от привития простейших знаний и навыков, развития простейших функций к их углублению, расширению содержания, более расширенной коррекционной терапии.
Коррекционные занятия, направлены прежде всего на:
- Развитие умений действовать по образцу и инструкции;
- Развитию навыков действовать совместно со взрослым;
- Использование вербальных и невербальных средств общения для выражения своих чувств и потребностей;
- Развитие умения указывать на конкретный предмет или объект, о котором идет речь;
- Умение соотносить объект со словом;
- Определение первой, последней и иных букв в словах;
- Формирование навыков написания букв и слов;
- Развитие правильного произношения звуков и слов;
- Развитие умения правильно формулировать свои мысли.
Множественные отклонения являются сложным дефектом развития ребенка. В этой связи, особое место в коррекционной логопедической терапии следует уделить формированию навыков общения ребенка. Они необходимы для его полноценной социализации.
Развитие экспрессивной речи
Развитие навыков общения у ребенка с множественными нарушениями, реализуется в первую очередь, за счет формирования интереса к общению и потребности в нем.
После этого, происходит работа над функционированием артикуляционного аппарата. Постановка правильной артикуляции играет важную роль в произношении. Для этого проводится артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.
Необходимо развить активный словарь ребенка и научить его правильному его применению т.е. он должен соотносить слова с реальными объектами, признаками и действиями, применять слова для построения взаимоотношений с окружающими людьми.
Кроме того, логопедическая работа ориентирована на развитие навыков словообразования и формирования умений грамматически верного построения предложений и фраз. Ребенку необходимо научиться:
- Применять разные формы существительных и правильно образовывать прилагательные, использовать их в верном числе и роде, в согласовании с существительными;
- Изменять существительные по падежам;
- Применять существительные в верном числе;
- Согласовывать существительные с глаголами и соблюдать верную последовательность членов предложения.
В коррекционной работы используются сюжетные картинки, музыкальные игрушки, звукам которых ребенок будет подражать, дидактические упражнения, ориентированные на развитие навыков эмоционального высказывания, правильного интонационного произношения.