Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии

Особенности речевого развития детей с множественными нарушениями в развитии

Определение 1

Множественные нарушения в развитии – это наличие у ребенка более трех отклонений от нормального функционирования различных процессов и систем организма, проявляющихся в умственной отсталости, синдроме Дауна, слепоглухоте, речевых дефектах и др.

Речь играет важную роль в общем развитии ребенка. Речевые процессы связаны с работой ЦНС и мозга. Если речь ребенка оказывается недоразвитой, то это является следствием наличия умственных отклонений и нарушения функционирования психических процессов, а также, приводит к развитию вторичных отклонений в развитии ребенка, связанных с дефектами работы речевого аппарата. В этой связи, развитию речи, исследованию причин ее дефектов и особенностей формирования у различных категорий детей уделяется особое внимание.

При наличии у ребенка множественных нарушений в развитии их речевое развитие имеет некоторые особенности формирования:

  • Позднее становление речевых функций. В силу задержки в развитии ребенка, возникает поздняя активизация работы речевого аппарата.
  • Затруднения функционирования речевой координации.
  • Нарушения в работе фонематического восприятия.
  • Сложности в расширении и обогащении словарного запаса ребенка. Слова ребенка не отличаются большим количеством и разнообразием. Он способен строить только примитивные предложения, не соблюдая грамматические нормы их построения.
  • Недоразвитость мышления приводит к невозможности освоения правил построения грамматически верных предложений, формулировании своих мыслей.
  • Отсутствие заинтересованности в речевом общении.
  • Неумение отвечать на вопросы, особенно, требующие расширенного ответа.
  • Сжатость и пространность фраз, вызванная нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
  • Нелогичность высказываний.
  • Фрагментарность речи.
  • Развитие речи является сложным и длительным процессом, требующим комплексного коррекционного воздействия.
  • Несформированность регулятивной функции речи т.е. речь, обращенная к ним не воспринимается точно и правильно, а соответственно, какие-то поручения и действия не могут быть точно и последовательно реализованы.
  • Частое проявление эхолалий, фонетические расстройства, специфическая интонация, странная тональность речи.
  • Сложности в освоении письменной речи и чтения.
«Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Речевая моторика детей с множественными отклонениями характеризуется замедленным развитием. Дыхательная работа затрудняется во время произношения. Кроме того, наблюдаются сбои артикуляции в ходе речевого произношения.

Пространственная ориентация ребенка также, требует тщательной проработки. Она связана с тем, что ребенок не всегда выполняет движения точно и правильно. Любые его действия требуют постоянной поправки и отработки. Поэтому, сложные речевые инструкции ребенок выполнить не в состоянии.

Основные направления логопедической работы с детьми со множественными отклонениями

Коррекция речевых дефектов ребенка с множественными отклонениями реализуется по следующим направлениям:

  1. Развитие экспрессивной речи.
  2. Развитие импрессивной речи.
  3. Развитие навыков невербального общения.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Коррекция сенсорных и перцептивных функций.
  6. Развитие моторных функций.
  7. Развитие визуально-двигательной координации.

Выбор направления коррекционной работы зависит от степени выраженности конкретного отклонения. В основном, множественные отклонения, приводят к наличию нескольких речевых дефектов. Какие-то могут быть ярко выраженными и остро проявляться, а какие-то нет. Некоторые поддаются коррекции и быстро устраняются, а некоторые требуют длительной проработки.

Коррекция речевого нарушения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Коррекция речевого нарушения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционная терапия основывается на применении концентрического метода обучения. Он заключается в постепенном переходе от привития простейших знаний и навыков, развития простейших функций к их углублению, расширению содержания, более расширенной коррекционной терапии.

Коррекционные занятия, направлены прежде всего на:

  1. Развитие умений действовать по образцу и инструкции;
  2. Развитию навыков действовать совместно со взрослым;
  3. Использование вербальных и невербальных средств общения для выражения своих чувств и потребностей;
  4. Развитие умения указывать на конкретный предмет или объект, о котором идет речь;
  5. Умение соотносить объект со словом;
  6. Определение первой, последней и иных букв в словах;
  7. Формирование навыков написания букв и слов;
  8. Развитие правильного произношения звуков и слов;
  9. Развитие умения правильно формулировать свои мысли.

Множественные отклонения являются сложным дефектом развития ребенка. В этой связи, особое место в коррекционной логопедической терапии следует уделить формированию навыков общения ребенка. Они необходимы для его полноценной социализации.

Развитие экспрессивной речи

Развитие навыков общения у ребенка с множественными нарушениями, реализуется в первую очередь, за счет формирования интереса к общению и потребности в нем.

После этого, происходит работа над функционированием артикуляционного аппарата. Постановка правильной артикуляции играет важную роль в произношении. Для этого проводится артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Необходимо развить активный словарь ребенка и научить его правильному его применению т.е. он должен соотносить слова с реальными объектами, признаками и действиями, применять слова для построения взаимоотношений с окружающими людьми.

Кроме того, логопедическая работа ориентирована на развитие навыков словообразования и формирования умений грамматически верного построения предложений и фраз. Ребенку необходимо научиться:

  • Применять разные формы существительных и правильно образовывать прилагательные, использовать их в верном числе и роде, в согласовании с существительными;
  • Изменять существительные по падежам;
  • Применять существительные в верном числе;
  • Согласовывать существительные с глаголами и соблюдать верную последовательность членов предложения.

В коррекционной работы используются сюжетные картинки, музыкальные игрушки, звукам которых ребенок будет подражать, дидактические упражнения, ориентированные на развитие навыков эмоционального высказывания, правильного интонационного произношения.

Дата последнего обновления статьи: 15.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot