Зарубежные концепции личностной социализации
Зарубежный опыт социального развития подрастающего поколения является актуальным в применении в отечественной практике воспитания, особенно на современном этапе развития общества, требующего применения инновационных технологий в образовательной сфере, толерантного и гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей. С реализацией этих направлений возникает ряд проблем, решение которых необходимо для социального становления и развития подрастающего поколения. Поэтому, зарубежные концепции социализации личности имеют важное продуктивное значение.
Психолого-педагогические теории социализации личности базируются на двух основных подходах к пониманию того места и той роли, которую занимает личность в ходе ее социального развития. Этими подходами являются:
- Пассивная роль личности в ходе реализации социального становления. Предполагается, что сама личность не участвует в своем социальном развитии. Она выступает объектом социального воздействия. Общество же, является субъектом этого процесса. Процесс социализации реализуется посредством приспособления личности к условиям социальной среды.
- Активная роль личности в ходе реализации ее социального становления. В этом случае, личность рассматривается, как участник процесса социализации, который оказывает на него воздействие: влияет на социальную сферу, ее функционирование и собственное развитие в социальной среде. Личность, в данном случае, выступает в качестве субъекта социализации. Социальная сфера, также, выступает субъектом процесса социального становления и развития личности.
Основоположником первого подхода в социальном развитии личности выступает французский социолог Э. Дюркгейм. Он рассматривал процесс воспитания и социализации личности в качестве едино направленных процессов. Дюркгейм утверждал, что социальная среда имеет определенный идеал личности, который помогает создать система воспитания. Воспитание он рассматривал, как методологию процесса социализации личности.
На основании концепции Дюркгейма, Т. Парсонс разработал социологическую концепцию устройства общества. По его мнению, социализация основывается на генетических параметрах устройства человеческого организма и его способностях к обучению.
Социализация начинается в семье, на базе психических процессов: удовольствия, страдания, наказания, поощрения. Затем ребенок попадает в социальную среду образовательных заведений, где оказывается подверженным оценке других людей, селекции и распределению ресурсов человечества.
Парсонс утверждал, что социализация развивает у личности чувство неполноценности. Это обусловлено получением в ходе социализации определенных социальных ролей в обществе. Такая неполноценность развивает определенную направленность поведения личности.
Рисунок 1. Теория социализации Т. Парсонса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается второго подхода, то его последователями было выдвинуто множество теорий «символического интеракционизма». Одним из ярких последователей данного подхода стал автор теории «Зеркального Я» Ч. Х. Кули. в своем труде он утверждал, что социальные качества личность приобретает только в процессе социального взаимодействия. Его идеи стали фундаментом дальнейшего рассмотрения социализации личности, как субъект-субъектных взаимоотношений.
У. М. Уэнтворт рассматривал процесс социализации в качестве интеракции. Он считал, что процесс социализации реализуется при тесном взаимодействии и взаимопроникновении социума и личности.
Личность может развиваться и социализироваться только в ходе непрерывного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса и социальной среды. Это положение является основой зарубежных теорий второго подхода личностной социализации.
Концепции социализации личности отечественных авторов
Социализация личности рассматривается в отечественной педагогике в виде нескольких психолого-педагогических концепций:
- Концепции классического направления педагогики и психологии. Данные концепции основывались на идеях и теориях народной педагогики. Воспитание считалось свободным и ориентированным на личное саморазвитие и самоактуализацию. Представителем этой идеологии был педагог-профессор К. Н. Вентцель. По мнению В.В. Зеньковского, социализация выступает духовной миссией человека в этом мире. С.И. Гессеном была выдвинута идея о тесной связи между духовно-нравственном развитии личности и ее социальном становлении. Он отмечал, что одно без другого невозможно и относит социальную сферу к культурным явлениям;
- Концепции, отражающие идеологию советского государства. Последователи этих концепций рассматривали социализацию, как процесс становления советского гражданина, наделенного социалистическими качествами и, являющегося основоположником социализма. К числу представителей этих учений относятся: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко;
- Концепции технократического направления. Они получили развития в период формирования новой системы образования – советского типа. Данные концепции опирались на использование в образовании и воспитании принципа политехнизма. Исключались любые абстрактные идеи педагоги и в основу воспитания были заложены текущие тенденции социально-экономического развития общества. Социализация, по мнению А.К. Гастиева, должна ориентироваться на социальное становление и развитие представителей рабочего класса, чтобы возродить их культурное существование;
- Педологические теории социализации. Сюда входят труды Л.С. Выготского и А.Б. Залкинда. Они занимались исследованием развития ребенка и рассмотрением социальной среды, как фактора, оказывающего воздействие на этот процесс. Выготским была разработана культурно-историческая теория развития психики ребенка и формирования его поведения, а Залкинд рассматривал влияние социальной среды на развитие ребенка и формирование его поведенческих реакций;
- Концепции П.Ф. Каптерева. Он был сторонником классической народной педагогики, но его теории характеризуются некоторой спецификой. Педагогический процесс, по его мнению, должен носить социальную ориентацию, а именно ориентироваться на создание идеального гражданина, которое необходимо современному обществу. Он занимался исследованием воздействия внешних факторов и условий социальной сферы на развитие внутреннего мира ребенка. Каптерев установил, что решающим в социальном становлении личности остается генетический фактор, а социализация представляет собой усвоение личностью основ культуры общества.
Рисунок 2. Марксистская теория социализации личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ