Нарушение слуха – это полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Общая психолого-педагогическая классификация лиц с нарушением слуха
Нарушения слуха являются сенсорными нарушениями. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 300 млн. человек, имеющих различные нарушения слуха.
Основными факторами и причинами нарушения слуха принято делить на три основные группы:
- Наследственность – тугоухость или глухота.
- Врожденные нарушения слуха, которые появились в следствии ряда факторов, оказавших негативное влияние на развитие плода во время беременности.
- Приобретенные нарушения слуха, появившиеся и развившиеся в результате воздействия ряда факторов, которые оказывают негативное влияние на орган слуха ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В настоящее время отмечается рост числа детей с односторонней формой тугоухости. Причинами ее возникновения являются разнообразные заболевание, перенесенные детьми, например, тугоухость является осложнением после перенесенных менингита, кори, эпидемического паротита
Необходимо также отметить, что в случае односторонней тугоухости с возрастом наблюдается снижение слуха и на другое ухо.
Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (автор Р. М. Боскис), в зависимости от ряда факторов:
- По времени проявления нарушений слуха.
- По степени поражений слуховых функций.
- По уровню развития речи при каждой конкретной степени поражения слуховых функций.
Исходя из данных факторов, выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения слуха:
- Глухие, без речи дети (неслышащие, ранооглохшие).
- Глухие, но сохранившие речь дети (неслышащие, позднооглохшие).
- Слабослышащие дети с развитой речью.
- Слабослышащие дети с глубокими речевыми недоразвитиями.
Слабослышащих и неслышащих детей различают по способу восприятия речи и условиям ее становления:
- дети, овладевшие зрительными и слухозрительными восприятиями словесной речи, в результате целенаправленного обучения;
- дети, сумевшие самостоятельно овладеть разговорной речью, путем ее слухового восприятия, если речь звучала громко.
Таким образом, всех детей, имеющих нарушения слуха, принято подразделять на две основные группы, в зависимости от степени поражения слуховых функций: глухие (неслышащие) и слабослышащие (тугоухие).
Психолого-педагогическая характеристика глухих (неслышащих) детей
Глухие (неслышащие) дети – это дети с полным (тотальным) отсутствием слуха.
При таком нарушении слуха у детей нет возможности самостоятельно накопить речевой запас. Причины полной глухоты весьма разнообразны, от врожденных аномалий, до приобретенных в раннем детстве.
Неслышащих детей принято разделять на следующие группы:
- неслышащие дети, с полным отсутствием речи (ранооглохшие);
- неслышащие дети, в разной степени частично сохранившие речь (позднооглохшие).
Основными психолого-педагогическими характеристиками неслышащих детей являются:
- задержка локомоторных функций, так около 70% детей с опозданием начинают держать голову, сидеть, ходить и т.д., общий разрыв с нормой составляет 2-3 месяца;
- неспособность самостоятельно овладеть разговорной речью, потребность в специальном образовании, без которого они могут стать глухонемыми;
- у большинства неслышащих детей наблюдается наличие остаточного слуха;
- бедность внутреннего мира ребенка в следствии недостатка слуховых впечатлений;
- слабость в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, в виду ограниченных возможностей овладения разговорной речью, как основного средства общения и познания окружающей действительности;
- использование в процессе общения жестов и мимики, в качестве вспомогательных средств;
- опережение понимания речи в сравнении с ее формированием возможности устного высказывания или письменного использования речи.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих (тугоухих) детей
Слабослышащие (тугоухие) дети – это дети, имеющие частичную слуховую недостаточность, которая затрудняет речевое развитие, посредством прекращения возможности самостоятельно накапливать речевой запас с помощью слухового анализатора.
Причинами тугоухости могут быть индивидуальные психофизические особенности ребенка, социально-педагогические условия воспитания и обучения. Тугоухость приводит к замедлению развития речи или ее искажению.
Основными психолого-педагогическими характеристиками слабослышащих детей являются:
- нарушение разнообразных сторон и функций психики ребенка, которые определяют ход развития его личности;
- речевое недоразвитие, обусловленное неполноценным слухом, которое в свою очередь меняет ход общего развития личности и осложняет социальное взаимодействие ребенка;
- замедление развития речи ребенка, приобретение им замедленного поступательного характера, подчиненного особым закономерностям.
Слабослышащие (тугоухие) дети имеют следующие речевые нарушения:
- недостатки в произношении;
- бедный лексический запас;
- недостаточное усвоение звукового состава слова;
- слабое или недостаточное понимание произносимых слов и как следствие неправильное их употребление в собственной речи;
- аграмматизмы;
- ограничения в понимании устной речи и читаемого текста.
Необходимо помнить, что даже незначительное снижение слуха приводит к возникновению препятствий в усвоении чтения и письма.
При поступлении в общеобразовательную массовую школу слабослышащие дети испытывают ряд трудностей:
- трудности в усвоении чтения и письма;
- совершение специфических ошибок в диктанте или при самостоятельном письме;
- сложности при восприятии и понимании речи учителя;
- сложности при пользовании учебником, в результате недостаточного понимания читаемого текста.
Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.