Понятие и разновидности педагогической профилактики
Профилактика – это система мер социального, педагогического, психологического, медицинского характера, которые ориентированы на недопущение влияния негативных факторов и процессов общества на развитие личности и предупреждение развития ее отклонений в поведенческих процессах.
Чтобы профилактика имела должный эффект должна быть организована особая среда, базирующаяся на комфортном психологическом климате, социально-педагогических условий деятельности, грамотного педагогического воздействия, позволяющего сформировать все необходимые качества личности, свойства ее характера и упростить процесс ее социализации. Кроме того, профилактические меры включают проведение психологической поддержки семьям, оказание помощи в защите прав ребенка, борьба с девиантным поведением в подростковый период, недопущение развития асоциального поведения детей и подростков.
Профилактика в педагогическом процессе имеет социальную ориентацию. Социально-педагогическая профилактика представляет собой комплексное воздействие на социальную среду, разработку системы продуктивного воспитания, базирующегося на построении оптимальной ситуации для развития ребенка и оказание поддержки в его самореализации и проявлении активности в различных сферах деятельности.
Профилактические мероприятия педагогического характера направляются, прежде всего, на микросоциум ребенка т.е. его ближайшее окружение, влиянию которого он подвержен в большей степени. Они включают внесение изменений в характер воздействия на ребенка, преобразование взаимоотношений с теми или иными людьми, развитие представлений об окружающих, их системе ценностей и направления деятельности. кроме того, важное значение имеет изменение взглядов и позиций ребенка по отношению к общественному устройству и его членам. Это может быть содействие социальному развитию, противодействие развитию определенных взглядов и построению взаимоотношений и бездействие т.е. позиции ребенка являются оптимальными и не требуют коррекции.
Профилактическая деятельность может быть реализована следующими разновидностями:
- Проведение первичной профилактики. Она включает в себя систему мероприятий, ориентированных на недопущения отрицательного воздействия биологических, социальных и психологических факторов, побуждающих развитие асоциального поведения. К учреждениям, занимающимися первичной профилактикой относятся: женские консультации, роддома, поликлиники, выявляющие возможные патологии в развитии будущего ребенка, дошкольные учреждения воспитания и образования, школы, которые организуют обучение ребенка, помогают его социализации и заполняют его досуг. От качественно проведенной первичной профилактики, ее своевременности и регулярности зависит возможность предотвращения асоциального поведения и эффективность дальнейших профилактических мероприятий.
- Проведение вторичной профилактики. Она включает в себя систему мероприятий разнородной направленности, нацеленную на работу с несовершеннолетними, чье поведение характеризуется как девиантное и асоциальное. Такие мероприятия призваны остановить развивающиеся отклонения в поведении и недопущении совершения более серьезных преступлений, правонарушений. С несовершеннолетними проводятся беседы, тренинги психологической направленности, оказывается помощь в разрешении жизненных трудностей, проблем, устранение отрицательного стороннего влияния.
- Проведение третичной профилактики. Она состоит из системы мероприятий, ориентированных на работу с гражданами, уже совершившими преступление или правонарушение, понесших наказание и, вернувшихся к нормальной жизнедеятельности. Третичная профилактика нацелена на недопущение повторного совершения преступления, создание условий для нормальной жизнедеятельности индивида. Для таких граждан проводится курс психологического лечения, помощь в трудоустройстве и определении места жительства, проведение консультационных встреч.
Рисунок 1. Виды профилактики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социально-педагогическая профилактика может включать в свой состав мероприятия всех разновидностей профилактических процедур. Важно, начать ее своевременно, чтобы оказать наиболее эффективное воздействие на причина развития и условия формирования отклоняющегося поведения.
Проведение профилактики социального характера является важным направлением педагогической работы. Она требуется каждой личности, но особенно остро затрагивает граждан, входящих, в так называемую, «группу риска» т.е. наиболее подверженных развитию девиантного поведения.
Стадии реализации социально-педагогической профилактики
Профилактика девиантного поведения и развития асоциальных процессов в обществе проходит путем составления специальных программ педагогической работы профилактической направленности, учитывающих определенные категории граждан, степень развития конкретных проблем и рисков.
Проведение профилактических мероприятий носит поэтапный характер. На каждой стадии профилактики решаются определенные задачи, связанные с предотвращением развития асоциального, девиантного, противоправного поведения.
Выделяют следующие основные стадии социально-педагогической профилактики:
- Для начала осуществляется выявление социально-психологических факторов, которые влияют на развитие асоциального поведения. Проводится их выявление на ранних стадиях развития и проводятся предупреждающие процедуры их последующего развития.
- Проводится выявление факторов, оказывающих влияние на развитие девиантного поведения в его разнообразных формах и реализуются коррекционные программы по работе с детьми и подростками, имеющими различную степень отклоняющегося поведения.
- Проводится группировка детей и подростков на определенные категории, соответствующей степени подверженности воздействию негативным факторам и реализуются профилактические мероприятия для каждой группы.
- Осуществляется постановка задач педагогической деятельности, ориентированных на устранение воздействия асоциальных и девиантных факторов на развитие личности.
- Проведение пропаганды здорового образа жизни.
- Обучающие курсы по правовой грамотности, как детей, так и их родителей.
- Проведение реабилитационных мероприятий для различных категорий граждан, испытавших на себе отрицательное влияние социума, вызвавшего их дезадаптацию.