Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР

Определение 1

ОНР (общее недоразвитие речи) - это одно из нарушений формирования всех сторон речи, то есть звуковой, лексико-грамматической и семантической, проявляющееся в наличии разных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

Дети с ОНР имеют неполноценное развитие речевых и неречевых предпосылок и наиболее подвержены риску возникновению дисграфии. Известен ряд методик коррекции и профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста.

Одним из авторов, занимающихся этим направлением работы, является Парамонова Л.Г., предложившая осуществлять меры профилактики, начиная с раннего детства. В этот период Парамонова считает необходимым как можно более полно реализовывать профилактических меры медицинского характера, и уже на их фоне приступать к реализации психолого-педагогической части комплекса. Особое внимание необходимо уделять полноценному развитию устной речи детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте основным содержанием профилактической работы должно быть устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. В таком случае работу нужно направлять на реализацию следующих задач:

  • формировать навыки слуховой дифференциации звуков речи;
  • формировать навыки элементарного фонематического анализа слов;
  • развивать оптико-пространственные представления, а также навыки зрительного анализа и синтеза;
  • формировать навыки словоизменения и словообразования;
  • обогащать словарный запас.

Корнев А.Н. подразделял профилактику дисграфии на первичную и вторичную.

Первичная профилактика предполагает устранение основных этиологических факторов, которые имеют непосредственное отношение к дисграфии, то есть проведение следующих мероприятий:

  • предупреждение возможных патологий плода и новорожденного через охрану здоровья будущей матери и беременной, профилактика осложнений беременности и родового травматизма.
  • снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.
  • подбор адекватных методов обучения грамоте у детей-билингвов.
  • работа с неблагополучными семьями, в которых дети не посещают детский сад.
«Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основой вторичной профилактики выступают:

  1. Своевременное выявление детей групп риска и проведение с ними коррекционно-профилактических работ.
  2. Исправление фонетико-фонематических нарушение и формирование функционального базиса письма, то есть развитие необходимых речевых функций и навыков, а именно звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, а также формирование изобразительно-графических способностей, например, штриховки, обводки и пр.
  4. Развитие сукцессивных способностей посредством упражнений, которые развивают способности к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.
  5. Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.

Коноваленко С.В. разработала несколько мер, направленных на профилактику дисграфии у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Она предложила проводить работу по следующим направлениям: учить различать группы звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, а также проводить звуковой анализ и кодирование слов и слогов, развивать мелкую моторику и увеличивать скорость письма, развивать зрительное и слуховое внимание, общую координацию движений, моторную, зрительную и слуховую память.

Задачи работы по профилактике дисграфии

Профилактика дисрафии подразумевает решение следующих задач:

  • формировать звукопроизношение, уточнять артикуляцию звуков;
  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления;
  • расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
  • развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
  • формировать связную речь;
  • совершенствовать пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги, развивать способность запоминать, автоматизировать и воспроизводить серии из нескольких разных движений;
  • развивать мелкую моторику кисти рук, используя массаж и самомассаж пальцев, пальчиковые игры, обводки, штриховки, работу с ножницами, пластилином и пр.;
  • развивать тактильные ощущения, например, просить ребенка угадать букву или фигуру, которую ему «пишут» на спине, в воздухе рукой ребенка или узнать буквы на ощупь;
  • готовить к обучению грамоте: познакомить с основными понятиями, такими как звук, буква, слог, слово и предложение, научить составлять схемы слов.

Иными словами, логопедическая работа по профилактике дисграфии у детей с ОНР должна направляться на формирование речевых и неречевых психических процессов и функций, которыми обуславливается нормальный процесс овладения письменными навыками. Дифференцированный подход в ходе логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии должен быть осуществлен, учитывая доминирующие нарушения и их соотношение с другими компонентами, представляющими базис процесса письма, а также учитывающие индивидуально-психологические особенности детей с ОНР в соответствии со степенью риска возникновения дисграфии.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot