Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР
ОНР (общее недоразвитие речи) - это одно из нарушений формирования всех сторон речи, то есть звуковой, лексико-грамматической и семантической, проявляющееся в наличии разных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
Дети с ОНР имеют неполноценное развитие речевых и неречевых предпосылок и наиболее подвержены риску возникновению дисграфии. Известен ряд методик коррекции и профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста.
Одним из авторов, занимающихся этим направлением работы, является Парамонова Л.Г., предложившая осуществлять меры профилактики, начиная с раннего детства. В этот период Парамонова считает необходимым как можно более полно реализовывать профилактических меры медицинского характера, и уже на их фоне приступать к реализации психолого-педагогической части комплекса. Особое внимание необходимо уделять полноценному развитию устной речи детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте основным содержанием профилактической работы должно быть устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. В таком случае работу нужно направлять на реализацию следующих задач:
- формировать навыки слуховой дифференциации звуков речи;
- формировать навыки элементарного фонематического анализа слов;
- развивать оптико-пространственные представления, а также навыки зрительного анализа и синтеза;
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
- обогащать словарный запас.
Корнев А.Н. подразделял профилактику дисграфии на первичную и вторичную.
Первичная профилактика предполагает устранение основных этиологических факторов, которые имеют непосредственное отношение к дисграфии, то есть проведение следующих мероприятий:
- предупреждение возможных патологий плода и новорожденного через охрану здоровья будущей матери и беременной, профилактика осложнений беременности и родового травматизма.
- снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
- ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
- ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.
- подбор адекватных методов обучения грамоте у детей-билингвов.
- работа с неблагополучными семьями, в которых дети не посещают детский сад.
Основой вторичной профилактики выступают:
- Своевременное выявление детей групп риска и проведение с ними коррекционно-профилактических работ.
- Исправление фонетико-фонематических нарушение и формирование функционального базиса письма, то есть развитие необходимых речевых функций и навыков, а именно звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
- Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, а также формирование изобразительно-графических способностей, например, штриховки, обводки и пр.
- Развитие сукцессивных способностей посредством упражнений, которые развивают способности к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.
- Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.
Коноваленко С.В. разработала несколько мер, направленных на профилактику дисграфии у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Она предложила проводить работу по следующим направлениям: учить различать группы звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, а также проводить звуковой анализ и кодирование слов и слогов, развивать мелкую моторику и увеличивать скорость письма, развивать зрительное и слуховое внимание, общую координацию движений, моторную, зрительную и слуховую память.
Задачи работы по профилактике дисграфии
Профилактика дисрафии подразумевает решение следующих задач:
- формировать звукопроизношение, уточнять артикуляцию звуков;
- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления;
- расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
- развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
- формировать связную речь;
- совершенствовать пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги, развивать способность запоминать, автоматизировать и воспроизводить серии из нескольких разных движений;
- развивать мелкую моторику кисти рук, используя массаж и самомассаж пальцев, пальчиковые игры, обводки, штриховки, работу с ножницами, пластилином и пр.;
- развивать тактильные ощущения, например, просить ребенка угадать букву или фигуру, которую ему «пишут» на спине, в воздухе рукой ребенка или узнать буквы на ощупь;
- готовить к обучению грамоте: познакомить с основными понятиями, такими как звук, буква, слог, слово и предложение, научить составлять схемы слов.
Иными словами, логопедическая работа по профилактике дисграфии у детей с ОНР должна направляться на формирование речевых и неречевых психических процессов и функций, которыми обуславливается нормальный процесс овладения письменными навыками. Дифференцированный подход в ходе логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии должен быть осуществлен, учитывая доминирующие нарушения и их соотношение с другими компонентами, представляющими базис процесса письма, а также учитывающие индивидуально-психологические особенности детей с ОНР в соответствии со степенью риска возникновения дисграфии.