Профессиональный стандарт - это совокупность характеристик работника, необходимых ему для реализации своей профессиональной деятельности в конкретной сфере
Профессиональный стандарт педагогических кадров определяет требования к их профессиональным навыкам и знаниям, личностным качествам и особенностям их профессиональной деятельности на конкретном уровне образовании, в преподавании определенных дисциплин и реализации воспитательной работы.
Профессиональный стандарт отражает квалификацию педагогов, необходимую для реализации ими определенного вида профессиональной педагогической деятельности.
Рисунок 1. Профессиональный стандарт педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое назначение профессионального стандарта воспитателя
На современном этапе функционирования образовательной системы были разработаны стандарты нового поколения, регламентирующие ее функционирование. Они затрагивают и систему дошкольного образования. Она координируется ФГОС ДО, определяющими и профессиональные стандарты работы воспитателей и компетенции воспитанников и иные особенности реализации учебно-воспитательной деятельности данного уровня.
Существует, также, и профессиональный стандарт, который регулирует деятельность педагогических кадров дошкольной образовательной организации. Его использование имеет следующее целевое назначение:
- Формирование единого перечня требований к квалификации воспитателя ДОУ. Это облегчает процесс организации поиска новых сотрудников и формирования педагогического коллектива дошкольного учреждения, деятельность которого ориентирована на достижение целей и задач образования, качественную педагогическую деятельность.
- Формирование единой системы оценивания деятельности педагогов. Оценивается уровень их профессионального развития и качество выполнения своих профессиональных функций. На основании стандартов формируется системы аттестации воспитателей в опоре на принципы объективности оценки их деятельности.
Профессиональный стандарт включает в себя описание особенностей профессиональной деятельности воспитателей и требования к их компетенции. В нем отражаются те знания и навыки, которыми должны обладать воспитатели для реализации своих профессиональных функций, требования к организации ими учебно-воспитательной работы в ДОУ, выполнению разнородных трудовых обязанностей.
Профессиональные стандарты позволяют создать условия для раскрытия профессионального потенциала воспитателя, дать толчок его профессиональному развитию, раскрепостить его и повысить качество его профессиональной деятельности.
Стандарты профессиональной деятельности воспитателя позволяют выстроить работу в ДОУ в соответствии с быстротой меняющихся требований общества и приблизить процесс развития детей к международному уровню образовательной деятельности.
Профессиональный стандарт является измерителем квалификации воспитателя и отражением его знаний, навыков, умений, творческого подхода к реализации своей профессиональной деятельности.
Построение профессиональной деятельности воспитателя в опоре на стандарт мотивирует его к реализации творческого подхода к делу, принятию нестандартных решений. При этом, он регламентирует работу воспитателя только косвенно, давая свободу проявлению его творческой инициативы в выполнении своих профессиональных функций.
Профессиональные функции воспитателя, установленные стандартом
Профессиональный стандарт деятельности педагога ДОУ определяет следующие функции, которыми он должен обладать для реализации учебно-воспитательного процесса на данном уровне:
- Воспитательные функции. Они требуют от педагога владением навыками построения образовательного процесса индивидуальной направленности, умения строить с детьми продуктивные взаимоотношения, общаться с ними, принимать их и признавать их достоинства и личностные особенности, организовывать их групповую деятельность, создавать комфортную психоэмоциональную атмосферу в ДОУ. Кроме того, педагогу необходимо умело организовывать разные виды детской деятельности, уметь привлекать детей к участию в ней и воспринимать информацию, передаваемую детям. Также, педагог строит взаимодействие с родителями, помогает им в решении воспитательных проблем, в повышении их педагогической компетентности.
- Образовательные функции. Они связаны с выполнением разных действий по реализации программ дошкольного образования. Воспитателю необходимо владение разными формами и методами работы с детьми, приемами организации педагогического процесса в ДОУ, навыки анализа успешности реализации образовательной деятельности за определенный период, оценки достижений детей и уровня их развития, владение разными видами детской деятельности и инновационными технологиями, а также их активным использованием в реализации программ дошкольного образования.
Выполнение всех этих функций требует обладание воспитателем определенными компетенциями, которые выступают требованием при принятии педагога на работу в ДОУ и оцениваются в процессе выполнения им своих трудовых функций. К компетенциям воспитателя относятся:
- Знание основ законодательства РФ в направлении реализации образовательной деятельности, защиты прав и свобод подрастающего поколения;
- Знания ФГОС ДО и их требований;
- Знания в области принципов реализации образовательной деятельности, закономерностей функционирования педагогических систем и реализации воспитания и обучения дошкольников;
- Владение механизмом и методикой реализации воспитательной работы;
- Владение психологическими подходами воспитательной работы: культурно-исторический, личностно-ориентированный, деятельностный подход;
- Знание закономерностей развития детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе;
- Владение приемами организации разных видов детской деятельности;
- Знание теории физического, психологического, личностного, познавательного, духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста;
- Знание инновационных технологий реализации педагогической деятельности;
- Знание тенденций развития системы дошкольного образования;
- Знакомство с передовым педагогическим опытом деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Владение этими компетенциями выступает основой оценки качества профессиональной деятельности педагога. По этим данным проводится мониторинг работы педагогического состава ДОУ и оценивается продуктивность работы отдельных педагогов, ее качество и ориентация на выполнение требований ФГОС ДО.