Эстетическое воспитания рассматривается современным обществом в качестве одного из приоритетных направлений всестороннего личностного развития учащихся. Оно способствует усвоению индивидом системы норм и ценностей, формированию у него эстетического вкуса, развитию чувства прекрасного, формированию идеалов и их закреплению в личном духовном мире.
В этой связи, эстетическое развитие имеет важное значение и реализуется разнообразными приемами и методами. Наиболее актуальным воспитательным методом является метод проектов.
Условия эстетического воспитания младших школьников посредством проектной деятельности
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом эстетического развития ребенка. В это время у него активизируется стремление к самопознанию и начинает закладываться собственная позиция, формируются взгляды, убеждения, мировоззрение.
Наиболее актуальным и целесообразным методом развития эстетического восприятия ребенка, формирования у него эстетического вкуса, является метод проектов. В ходе проектной деятельности происходит выполнение детьми (самостоятельно, с поддержкой педагога или с помощью родителей) разнообразных проектов, которые формируются, исходя из особенностей индивидуального развития каждого ребенка и ориентации на раскрытие его эстетического потенциала.
Проектная деятельность ориентирована на командную работу, а это требует формирования навыков социального взаимодействия, развивает культуру межличностного общения. все это способствует развитию эстетических свойств личности, активизирует мышление и раскрывает творческий потенциал младшего школьника.
Эстетическое воспитание возможно реализовать в проектной деятельности, благодаря следующим условиям ее реализации:
- Ребенок выполняет проектные задания в коллективной среде т.е. он взаимодействует со сверстниками, учится контактировать с ними.
- В ходе реализации проекта создаются условия для общения детей и осуществления ими совместной деятельности творческой направленности.
- Имеется специально выделенное время для эстетического развития ребенка.
- Проекты реализуются по специальным методикам, ориентированным на эстетическое воспитание учащихся начальной школы.
- Практическая ориентация выполняемых заданий. Учащиеся понимают значимость своей деятельности, полезные функции конечного продукта проекта.
- Материальное оформление конечного продукта проектной деятельности –картина, панно, поделка из природных материалов, рисунок на ткани и т.д.
Этапы реализации проектов в начальной школе
Использование метода проектов в младших классах является достаточно сложным и трудоемким процессом. Конечно, учащиеся не смогут реализовать проект самостоятельно. Но выполнить какие-то элементы проектной деятельности под руководством взрослых вполне реальная задача.
Поэтому, детям необходимо давать проектные задания, чтобы развить их не только в эстетическом направлении, но и привить элементарные трудовые навыки, сформировать устойчивые коммуникативные умения.
Проектная деятельность в начальной школе реализуется в несколько этапов:
- Выбор направления деятельности: темы проекта.
- Постановка целевого назначения проектной деятельности и формулирование задач. Цель проекта может поставить педагог и максимально доступно и понятно разъяснить ее учащимся.
- Определение методов и приемов, а также поиск средств реализации проекта. Учащиеся, совместно с педагогом, определяют варианты создания того или иного продукта.
- Сбор наглядных пособий, теоретических данных по созданию необходимого продукта.
- Выбор материалов и инструментария для создания проекта. К примеру, если требуется на нарисовать рисунок, то выбираются краски, цветовая гамма, бумага.
- Реализация проекта. Происходит выполнение учащимися отдельных компонентов и направлений проектной деятельности. Если задание не сложное, то педагог может дать возможность детям, выполнить его самостоятельно.
- Презентация проекта. Учащихся необходимо научить представлять конечные результаты своей деятельности. Ребенок должен продемонстрировать, что он сделал, рассказать о своей работе и пояснить, чем она ценна и важна.
Итоги проектной деятельности т.е. конечные продукты, можно отправлять на школьную выставку. Это повышает мотивацию детей к реализации проекта, поскольку, они будут стремиться выполнить его хорошо, чтобы он был отобран для участия в выставке.
Тематики проектов и достоинства проектной деятельности
Проектная деятельность начальной школы, ориентированная на эстетическое развитие учащихся может быть реализована по нескольким тематикам:
- Проекты о семье. Эта тема является близкой каждому ребенку. Она позволяет приблизить ребенка к своей семье, ее устройству, ценностям и традициям. Ребенку может быть предоставлено задание, предполагающее задачу вопросов различным членам семьи, совместное создание чего-то.
- Проекты о Родине, о родном крае. Дети могут создавать рисунки отдельных уголков своей страны, своего города или поселения. Художественное творчество наиболее близко приближает ребенка к прекрасному, развивает понимание красоты.
- Проекты о добрых словах. Дети могут создавать рассказы о добрых словах, которые они знают и их использовании в повседневном обиходе.
- Проекты по оформлению своего классного кабинета или актового зала к какому-то мероприятию. Детям можно дать задание по надуванию шаров, вырезанию снежинок и иных элементов из бумаги, произвести раскрашивание окон, нарисовать совместную картину и т.д.
- Природа глазами ребенка. Дети рисуют природу и ее объекты, мастерят животных из глины, создают различные объекты из желудей, каштанов, листьев. Это дает возможность каждому ребенку продемонстрировать свое видение природы и ее обитателей.
Проектная деятельность оказывает важное значение на развитие младшего школьника. Она:
- Способствует воспитанию гражданственности и патриотизма;
- Активизирует творческий потенциал ребенка;
- Формирует понимание красоты;
- Воспитывает этические свойства личности;
- Формирует ценностное отношение к искусству;
- Формирует представление о эстетических идеалах и ценностях;
- Развивает культуру и ценностные ориентации ребенка.