Тест «Домики» (разработан О.А. Ореховой) – это диагностическое средство, направленное на выявление дифференциации эмоциональной сферы у детей.
Общая характеристика теста
Проективный тест «Домики», предложенный О.А. Ореховой, основан на цвето-эмоциональном эксперименте, который был предложен А.М. Эткиндом для осуществления анализа отношений. Тестирование позволяет исследователю «увидеть» полную картину индивидуальных предпочтений и особенностей, духовных и познавательных потребностей, способностей к формированию взаимоотношений в обществе и исследуемых детей. Кроме того, исследователь имеет возможность определить имеющиеся у ребенка психологические проблемы и внутренние противоречия.
Тест «Домики» О.А. Ореховой, частично напоминает методику, разработанную в 1956 году Т. Обоэ и Т. Мацуока «Тест символизма цветов».
Процедура проведения теста предусматривает процесс раскрашивания, результат которого определяет личностное отношение ребенка к конкретным социальным категориям.
Методика проводится среди детей 4-11 лет. Для проведения необходимы специальные бланки, которые немного различаются в зависимости от возраста испытуемых, а также 6 цветных карандашей. У дошкольников методика проводится индивидуально, у детей школьного возраста возможно групповое проведение.
Процедура проведения теста осуществляется в несколько этапов:
- 1 Этап – простое раскрашивание, выявляется цветовое предпочтение из шести предложенных цветных карандашей.
- 2 Этап – подбор цветов для раскрашивания домиков, в которых, по мнению ребенка, проживают разнообразные человеческие эмоции (радость, веселье, печаль, злость, восхищение и т.д.).
- 3 Этап – определение отношения к наиболее актуальным сферам детской деятельность (школа, детский сад). В зависимости от выбора ребенком цвета, составляют его индивидуальную шкалу предпочтений.
Все результаты, полученные в ходе методики, проходят процедуру обязательного шкалирования. То есть исследователь определяет уровень предпочтения каждого из полюсов социальных эмоций ребенка.
Практика проведения данной методики определяет ряд правил, соблюдение которых положительно сказывается на достоверности получаемого результата:
- Целесообразно использовать индивидуальную форму тестирования, вне зависимости от возраста испытуемых. Индивидуальная форма позволяет исследователю зафиксировать не только итоговые результаты тестирования, но и то, как вел себя испытуемый во время раскрашивания, его комментарии, вопросы, реакцию на стимульный материал и т.п.
- При проведении методики предпочтительно использовать восемь цветов, вместо шести. Это позволяет анализировать особенности эмоционального состояния ребенка уже по итогам проведения первого этапа.
Описание заданий теста
Проективный тест «Домики» О.А. Ореховой, состоит из нескольких заданий:
Первое задание - раскрашивание дорожки, которая состоит из шести клеточек. Педагог предлагает ребенку раскрасить дорожку цветом или цветами, которые на его взгляд больше всего подходят для этой дорожки, и которые ему больше всего нравятся. Раскрашивание необходимо осуществлять строго слева направо.
Второе задание – раскрашивание домиков, которые представлены в ряд, то есть в виде улицы. Прежде, чем приступить к раскрашиванию домиков, педагог говорит ребенку, о том, что это не просто домики, а у них очень интересные и разные хозяева – эмоции. Педагог предлагает детям перечень эмоций и они уже сами решают какая в каком домике «живет», и, исходя из этого, раскрашивает их.
Список слов-эмоций: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение (для детей 5-7 лет).
Произнося каждое слово, педагог окрашивает его эмоционально.
Третье задание – детям так же предлагают раскрасить домики, но в них уже живут не эмоции, а находится то, что ребенок делает или посещает ежедневно, например: домик – школа, домик – кружок танцев, домик – театр и т.д.
Задача ребенка не просто придумать и поселить в каждом домике хозяина, но и раскрасить его в соответствии с подобранным хозяином.
При проведении тестирования среди детей дошкольного возраста допускается оказание им небольшой помощи в раскрашивании. Особенно если тестирование проводится в группе, в случае если ребенок не успевает и это задерживает работу всей группы. При оказании ребенку помощи, необходимо делать соответствующую пометку на ответном листе ребенка.
Схема описания ответных листов
Схема описания ответных листов осуществляется следующим образом:
Характер раскрашивания – определяется психологическое состояние ребенка, в зависимости от предпочитаемого цвета, характеру заполнения пространства и штриховки.
Цветовые выборы (предпочтения) – анализируется выбор цветов при раскрашивании дорожки, которая дает исследователю возможность понять цветовое мироощущение ребенка. Обращают внимание на основные цвета, используемые при раскрашивании, их интерпретация и сочетание, местоположение основных цветов. Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градуснике имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций.
Сфера социальных эмоций. При осуществлении анализа обращают внимание на два основных факта:
- Первый факт – дифференциация эмоций ребенка при выполнении задания, его психологическое отношение к заданиям и их выполнению. Обращают внимание на то, каким цветами ребенок обозначил позитивные и негативные эмоции.
- Второй факт – является производным первого факта и определяет систему личностных отношений между основными блоками структуры личности ребенка, указывает на наличие возможных вариантов и деформаций индивидуального развития ребенка. При нормально варианте развития у ребенка полюс положительных эмоций по рейтингу всегда выше отрицательных.
Сфера деятельностных отношений – определяет систему деятельностного отношения ребенка и его актуальных ценностных потребностей. Считается, что именно эти отношения и указывают на сформированность определенных потребностей и сфер деятельности ребенка.
Резюме - констатируются основные положения интерпретации цветовых выборов ребенка и формулируются его проблемы.
Рекомендации - указывается необходимый комплекс коррекционных работ, дополнительных исследований на основании выявленных у ребенка проблем.