Совместная деятельность – это совместная творческая, учебно-познавательная или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные способы и методы реализации, направленная на достижение общего результата.
Значимость совместной деятельности ребенка и взрослого
Современная общественная жизнь привела к тому, что возникает потребность введения новых стандартов обучения и требований к образованию, созданию инновационных педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию личности ребенка, формированию у него самостоятельности и творческой активности. Все это требует не только осознанного и активного участия детей, но и привлечение к различным видам деятельности их родителей.
В настоящее время в педагогической практике возникает востребованность включения в педагогический процесс различных видов совместной деятельности детей и взрослых. Это связано с тем, что совместная деятельность способствует активизации у детей разного возраста поисковой и творческой деятельности.
Спроектированная совместная деятельность – это один из видов педагогической технологии, подразумевающий самостоятельную или коллективную творческую работу детей и взрослого.
В основе любого проекта совместной деятельности заложена проблема, решение которой требует от его участников самостоятельного поиска необходимой информации, освоение нового, обобщение и анализа полученных результатов. По итогу данной деятельности участники получают конкретный продукт.
Актуальность и популярность спроектированной совместной деятельности заключается в том, что она объединяет в себе различные области образования.
В последнее время совместная деятельность все чаще используется в образовательных учреждениях, в связи с чем, педагоги находятся в постоянном поиске путей ее совершенствования и обновления.
Тематика организованной совместной деятельности детей и взрослых весьма разнообразна. При этом она может быть организована как в процессе образовательной деятельности, так и при проведении мероприятий вне воспитательно-образовательной деятельности. Зачастую родители принимают участием именно в таких мероприятиях. Педагоги привлекают родителей к совместной деятельности в рамках детско-родительских проектов.
Значимость совместной деятельности взрослых и детей, заключается в том, что современные дети имеют сниженный интерес к «живому» общению. Это обусловлено информационным прогрессом, который вытеснил из жизни детей общение в реальной жизни. Дети дошкольного и школьного возраста общению со взрослыми и сверстниками, предпочитают общение виртуальное. Это негативно сказывается на общем развитии детей, а особенно на их речевом развитии.
Кроме того, значимость совместной деятельности родителей и детей, состоит в том, что современные родители уделяют крайне мало внимания своим детям, перекладывая весь груз воспитания и обучения на образовательное учреждение. Именно поэтому так важно проектировать в рамках образовательных организаций совместные детско-взрослые проекты, с привлечением семьи к совместной творческой деятельности.
Технология проектирования совместной деятельности
Технология совместной деятельности детей и взрослого является одной из наиболее эффективных технологий, способствующих не только воспитанию и обучению детей, но и повышению воспитательной культуры родителей посредством организованного информационно-просветительского сотрудничества.
Отличительной особенностью совместной деятельности является то, что дети не всегда могут самостоятельно четко поставить цель, сформулировать проблему, подобрать методы и средства работы, выявить противоречия и т.д. В то время как при сотрудничестве со взрослыми (родителями или педагогами) данные трудности преодолимы посредством общих усилий.
Важным является то, что вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в рамках образовательного учреждения, должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Только в этом случае деятельность будет способствовать получению ожидаемых результатов.
Любая совместная деятельность детей и взрослого требует постоянного педагогического контроля на всех этапах ее реализации.
В ходе совместной деятельности, взрослый не должен выполнять всю работу сам, его задача заключается в оказании необходимой поддержки детям. Взрослый может выступать в качестве источника информации, совместно с детьми осуществлять поиск необходимых материалов, учить детей работать с разными источниками и т.д. То есть, важно, чтобы взрослый не выполнял всю работу самостоятельно, а поддерживал и направлял детей.
Партнёрство взрослого и детей во время совместной деятельности, делает работу интересной и познавательной. В том случае, если в совместной деятельности принимает участие один из родителей, то заинтересованность ребенка становится намного выше. Помимо общеразвивающего воздействия, такая деятельность способствует укреплению взаимоотношений между детьми и родителями.
Таким образом, технология проектирования совместной деятельности детей и взрослых подразумевает, что дети являются активными участниками деятельности, а взрослые (родители, воспитатели, учителя и т.д.), выступают в качестве помощников. В целом же вся деятельность основана на партнерстве между её участниками.
Вовлечение в совместную деятельность родителей позволяет решить не только образовательные задачи, но способствует укреплению детско-родительских отношений. В связи с чем, очень важно осуществлять качественное педагогическое сопровождение совместной деятельности на всех этапах ее реализации. Именно рамках партнерских взаимоотношений, между родителями и детьми можно решить значительное количество проблем в развитии детей, а также осуществить коррекционно-воспитательный процесс для каждого ребенка индивидуально.
В процессе участия в совместной деятельности родителей приходит осознание своей роли в развитии и воспитании ребенка наравне с педагогами.
Технология совместной деятельности большой шаг к повышению компетентности родителей, в области образования детей и возможность для продуктивного партнерства взрослых и детей.