Понятие контроля в процессе обучения
Процесс обучения, как и любой другой процесс, нуждается в регулярном контроле. Это необходимо осуществлять для того, чтобы понять насколько эффективно и продуктивно идет процесс.
Контроль необходим для понимания как педагогом, так и самим учеником того, насколько эффективна их совместная деятельность. Когда педагог проводит процедуру контроля, он получает данные, проанализировав которые он в дальнейшем может вносить изменения в текущий образовательный процесс.
Без контроля невозможно представить полноценный процесс обучения. Контроль осуществляется практически на каждом этапе процесса обучения, но особенно его важность выявляется на этапе завершения изучения нового материала.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что педагогический контроль – это определенный способ получения информации относительно качества процесса обучения.
Функции контроля обучения
Все функции контроля процесса обучения можно разделить на две основные группы:
- педагогическая функция
- проверочно-оценочная функция
Педагогическая функция подразделяется в свою очередь на 6 основных подфункций:
- обучающая подфункция
- развивающая подфункция
- воспитывающая подфункция
- диагностическая подфункция
- профилактическая подфункция
- ориентирующая подфункция
Обучающая подфункция заключается в том, что осуществляет контроль уровня знаний ученика, педагог
- побуждает к регулярной образовательной деятельности,
- обращает внимание на недочеты и пробелы в знаниях,
- рассказывает, как заполнить имеющийся в знаниях пробел
- приобщает к дополнительным информационным источникам.
Развивающая подфункция педагогического контроля заключается в том, что учителя регулярно проводящий контрольную деятельность находится в курсе уровня знаний своих учеников, он знает сильные и слабые стороны своего ученика в усвоение той или иной темы. Учинить находится в курсе таких вопросов как: насколько хорошо развита у ученика память, какой вид памяти развит лучше, особенности мыслительной деятельности.
Обладая этой информацией, педагог может работать в направлении улучшения знаний своих учеников, и учитывая индивидуальные особенности учеников, корректировать подачу и усвоение материала.
Воспитательная подфункция контроля заключается в том, что ученик, зная о предстоящей контрольной работе или устном опросе начинает осуществлять волевое усилие, настойчиво идти к своей цели в освоении того или иного материала.
Воспитательная подфункция формирует в ученике такие качества как долг, обязанность, ответственность. Контроль выступает как мотив обучения.
Педагогический контроль выполняет и диагностическую функцию, которая позволяет определить причины удач и неудач в процессе овладения знаниями учениками.
Из диагностической подфункции следует ориентирующая подфункция. Ее суть заключается в том, что, когда педагог владеет информацией относительно причин и факторов удач и неудач в процессе освоения знаний учащимися, он может выбирать различные, подходящие в той или иной ситуации методики преподавания.
Профилактическая подфункция заключается в регулярном повторении усвоенных знаний. Если знания, которые усвоил человек не стали востребованы в течении некоторого времени, человек их забывает, в этом случае и приходит на помощь педагогический контроль, который постоянно держит в тонусе мыслительную деятельность и знания учащихся.
Проверочно-ориентирующая функция педагогического контроля относится к проверке качества работы самого преподавателя и эффективности его методик.
Виды контроля в процессе обучения
Существует несколько основных видов контроля, все они используются на разных этапах. Основными видами педагогического контроля являются:
- предварительный контроль
- текущий контроль
- периодический контроль
- тематический контроль
- итоговый контроль
- отсроченный контроль
Предварительный контроль имеет диагностическое значение. Педагог проводит предварительный контроль для тог что бы узнать каким багажом знаний учащиеся обладают в начале освоения материала. Этот вид педагогического контроля помогает преподавателю выбрать какая методика будет наиболее действенной.
Педагог проводит текущий контроль во время освоения программы. Он помогает педагогу понять насколько прочно формируются знания, навыки и умения у учеников в процессе обучения. Благодаря текущему контролю педагог видит слабые места в усвоении программы учениками, педагог может вовремя заполнить эти пробелы в знаниях.
Периодический контроль проводится учителем в конце определённого периода, например, четверти или полугодия.
Тематический контроль как следует из называния осуществляется после изучения определенной темы, раздела.
Итоговый контроль проводится после освоения всех знаний и умений по предмету. Он определяет насколько хорошо материал усвоен учениками.
Для того чтобы понять какие знания остались спустя некоторое время после освоения темы, педагоги проводят так называемый отсроченный контроль. Отсроченный контроль демонстрирует насколько прочно знания зафиксированы в памяти учеников.
Методы контроля в процессе обучения
Под понятием «метод контроля» понимают способы, благодаря которым удается установить, насколько успешен процесс обучения учащихся, насколько результативна деятельность педагога.
Существует несколько основных методов педагогического контроля:
- методы устного опроса
- методы письменного контроля
- методы лабораторного контроля
- методы машинного контроля
- методы самоконтроля
Методы устного опроса включают в себя:
- индивидуальный опрос
- фронтальный опрос
Во время индивидуального опроса учитель работает один на один с учеником Педагог задает ученику несколько вопросов по теме, отвечая на них ученик демонстрирует степень своей осведомленности по теме.
Во время фронтального опроса, педагог задает цепочку связанных между собой вопросов по определённой теме и задает всему классу.
Методы письменного контроля включают в себя такие виды работ как:
- письменные контрольные работы
- сочинения
- изложения
- диктанты и др.
Эти виды работ могут отличаться по времени проведения, могут занимать 15-20 минут, а могут проводится целый урок.
Во время лабораторного контроля педагог проверяет насколько успешно ученики могут пользователь лабораторным оборудованием, приборами, выполнять опыты. Этот вид контроля характерен для естественнонаучных дисциплин.
Для дисциплин естественно-математической направленности характерно использование машинного контроля. Программы контроля составляются, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. У машинного контроля имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Машинный контроль является весьма объективным, но не может учитывать психологическую сторону вопроса.
Одна из целей процессов обучения состоят в том, чтобы обучить ученика методике самоконтроля. Ученик должен научиться самостоятельно анализировать свои знания, находить в них пробелы, искать варианты для их устранения.