Причины и проявления школьной дезадаптации учащихся на первом году обучения
Школьная дезадаптация – это довольно распространенное явление, которое характеризуется психологическим дискомфортом, испытываемым учащимся при посещении школы.
Школьная дезадаптация выражается педагогической запущенностью, неврозами, различными эмоционально-поведенческими реакциями, и может отмечаться на любой ступени обучения в школе, но особенно часто она наблюдается у учащихся первых классов.
Причина школьной дезадаптации – понятие собирательное и состоит из:
- социально-средовых причин – характера семейных отношений и влияний, особенностей школьной образовательной среды и межличностных неформальных отношений;
- психологических причин – индивидуально-личностных особенностей, препятствующих нормальному включению в учебный процесс и способствующих формированию девиантного, то есть антиобщественного поведения;
- медицинских причин – отклонения в психофизическом развитии, болезни с клинически выраженными симптомами, которые тормозят процесс обучения.
Школьная дезадаптация препятствует развитию детских способностей, а также успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности.
Такое определение превращает проблему дезадаптации из медико-биологической, которая связана с расстройствами в психической деятельности, в социально-психологическую.
Критерии школьной дезадаптации, группы риска
Принято выделять следующий ряд критериев школьной дезадаптации:
- неуспеваемость ребенка в учении – хроническая неуспеваемость, недостаточные и отрывочные общеобразовательные сведения, бессистемные знания и учебные навыки;
- постоянное нарушение эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и целостному обучению, к учителям и жизненной перспективе, которая связана с учебой, например, равнодушное безучастное, пассивно-негативное и демонстративно-пренебрежительное отношение к учебе;
- систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьной среде – неконтактность, пассивно-отказные реакции, в том числе полный отказ от посещения школы, антидисциплинарное поведение.
Обычно, в случае развитой формы школьной дезадаптации, эти компоненты бывают четко выражены. Важно учитывать особенности формирования школьной дезадаптации, так как она зависит от причин и механизмов, лежащих в основе ее развития. На основании этих причин выделяют так называемую группу риска.
К этой группе можно отнести следующие категории детей:
- Отказники – дети, которые рано лишились родительского попечения. Они часто чувствуют бедность и недостаточность эмоциональных контактов и общения, безучастность в их личностном развитии. Навыки логического мышления почти не формируются, дети используют наглядно-действенное овладение окружающим миром.
- Дети из социальных и дезорганизованных семей с постоянными конфликтными отношениями. Все вопросы в семьях такого типа решаются посредством драк, конфликтно-возбудимых форм эмоционального реагирования, предполагающих жестокость, агрессивность и усвоение дурных приемов.
- Дети, к которым взрослые предъявляют повышенные требования. Эти дети характеризуются нарастающим психическим напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, чувством тревожного ожидания неудачи или поражения. Они затрачивают массу усилий, чтобы удовлетворить свои потребности и запросы взрослых.
- Дети с клиническими нарушениями здоровья, например, аффективными или депрессивными расстройствами, личностной незрелостью и личностными отклонениями, тотальной умственной отсталостью.
- Дети с временной задержкой психического развития – у детей психическое развитие развивается замедленным темпом. К причинам можно отнести перенесенный во время беременности токсикоз, недоношенность плода, асфиксию во время родов, соматические заболевания, перенесенные в детстве.
- Дети с психофизическим инфантилизмом при поступлении в школу не способны перестроить инфантильные формы собственного поведения в соответствии с требованиями школы, плохо включаются в учебу, не воспринимают занятия и не интересуются ими. Таким детям характерна повышенная утомляемость, непродуктивность обучения с сохранением мотивов деятельности дошкольного возраста.
- Дети с физическими недостатками, аномалиями в учебной деятельности. Обязанность педагога хорошо знать возможные физические недостатки, их причины и признаки, чтобы иметь возможность заранее выявить истоки опасности – правильно толковать поведение ребенка и оценивать результаты его учебы.
- Домашние дети, непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения.
- Одаренные дети – им характерна повышенная возбудимость, неадекватные реакции, нестандартное поведение, им нужен особый подход и увеличение нагрузки.
Выделяют три уровня адаптации детей к школе:
- высокий уровень – ребенок относится к школе с позитивом, адекватно воспринимает все предъявляемые там требования, легко усваивает учебный материал, способен овладеть программой в полной мере, прилежно выполняет задания и внимательно слушает учителя. Выполняет все поручения без излишнего контроля, проявляет интерес к самостоятельному выполнению заданий, ко всем школьным дисциплинам, имеет высокое статусное положение в классе;
- средний уровень – позитивное отношение к школе, ребенок понимает учебный материал, усваивает основные сведения программы, может самостоятельно решать типовые задачи, внимателен в выполнении заданий и указаний, но ему нужен контроль. Ребенок без капризов делает уроки, выполняет поручения, дружит с большинством детей в классе;
- низкий уровень – ребенок отрицательно относится к школе, в лучшем случае – безразлично. В основном ребенок пребывает в плохом настроении, нарушает дисциплину, фрагментарно усваивает учебный материал, не проявляет интереса к самостоятельным занятиям, ему нужен контроль и помощь при подготовке заданий.