Организация учебной и производственной практики в профессиональных училищах
Учебная практика – это вхождение студента в профессию, время, когда он знакомится с организацией, ее устройством и принципами деятельности.
Производственная практика – это практическая часть учебного процесса, которая проходит на разных предприятиях в рамках реального производственного процесса; это заключительная часть учебной практики, которая проходит в рамках учебного заведения.
Готовность будущего специалиста осуществлять трудовую деятельность, профессиональная самостоятельность и направленность формируются в процессе практического обучения на производствах и предприятиях.
Для осуществления производственного обучения разрабатывают рабочую программу, основанную на Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
В ней приведен профессиональный модуль, содержащий профессиональные и общие компетенции, определяющие направления подготовки студентов к осуществлению определенного набора трудовых навыков, которые имеют самостоятельное значение в трудовом процессе.
Чтобы приобрести практический опыт в процессе изучения профессиональных модулей, планируют и организовывают учебную и производственную практику.
Учебной практикой предполагается выполнение различных видов работ, в целом она направлена на:
- формирование у студентов практических профессиональных умений;
- приобретение студентами первичного практического опыта, необходимого для дальнейшего освоения общих и профессиональных компетенций по выбранной специальности;
- освоение рабочей специальности, соответствующей ФГОС СПО по данной специальности, и получение квалификации по рабочей профессии.
Например, учебная практика по сварочному делу, организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года – на сварочных полигонах, соответствующих разработанному КТП и тематическим планам. Такие мастерские или полигоны должны иметь все необходимое оборудование, а также должны быть оснащены инструментами, макетами, плакатами и типовыми стендами, необходимыми для качественного проведения занятий в рамках производственной практики.
Задача учебной практики – сформировать у студентов первоначальные практические профессиональные умения.
В процессе обучения и освоения специальности у студентов повышается уровень практических профессиональных умений.
Если говорить об учебной практике, то видно, что процесс ее организации и проведения в профессиональных училищах достаточно хорошо развит, о чем свидетельствует качество знаний студентов.
За учебной практикой следует организация производственной и преддипломной практики для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов осуществлять трудовую деятельность, их профессиональная направленность и самостоятельность, мотивация к труду, в первую очередь, формируются в практическом обучении, производительной деятельности на предприятии, при прохождении производственной практики.
Цель производственной практики – подготовить студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятиях.
К задачам производственной практики относят:
- адаптировать студентов к конкретным условиям производства;
- воспитывать сознательную дисциплину, товарищескую взаимопомощь, уважение к традициям предприятия и стремление к их приумножению;
- закрепить и совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки по выбранной специальности.
В ходе прохождения такой практики студенты будут:
- накапливать опыт самостоятельного выполнения работ;
- изучать техническую документацию и новые производственные технологии;
- приобретать навыки работы на современном оборудовании.
Во время прохождения производственной практики, у учащихся формируются следующие профессионально-ценные качества:
- быстрота реакций;
- аккуратность;
- согласованность действий;
- наблюдательность.
Результат освоения рабочей программы профессионального модуля – овладение студентами профессиональной деятельностью, включая профессиональные компетенции.
Проблемы организации и проведения производственной практики
К основным проблема, связанным с организацией и проведением производственной практики относят:
- недостаточно быструю адаптацию студентов к новым социальным условиям на предприятии, не осознание и непринятие требований, накладываемых профессиональным статусом, и невозможность эффективно включаться в деятельность данного предприятия. Студента-практикант попадает в сложную психологическую ситуацию и не всегда может получить адекватную поддержку со стороны руководителя практики, который часто предъявляет завышенные требования к уровню его подготовки;
- недостаточная подготовка студентов к адаптации в рабочей среде;
- предприятия не всегда готовы предоставлять возможности для реализации задач того или иного вида практики, но взаимодействие с предприятием предоставляет большие возможности для студента в получении профессионального опыта;
- руководство предприятий часто использует студентов в качестве бесплатной рабочей силы, и не учитывает накладываемые КЗОТом ограничения, то есть студенты не могут полноценно работать по своей специальности;
- особенные трудности вызывает организация практики для сельских студентов, так как практически невозможно отследить качество работы на предприятиях, которые они самостоятельно выбирают в местности их проживания;
- на предприятия неохотно берут несовершеннолетних студентов, так как за них нужно нести особую ответственность;
- наставничество сейчас практически исчезло, что объясняют недостатком опытных кадров, готовых взять на себя такую ответственность и нехваткой денег на оплату наставничества;
- отсутствие стимулирования и новых способов мотивировать работодателей, которые участвуют в подготовке специалистов со стороны государства.