Основные подходы к решению проблемы связи между процессами обучения и развития
Педагогическая наука занимается активным исследованием проблемы обучения и развития: их связи, зависимости, влияние друг на друга. Эта проблема является предметом изучения не только педагогической науки, но и рассматривается психологией и социологией.
При исследовании этой проблемы, ученые опираются на следующие ее аспекты:
- Развитие человеческой личности является сложным многогранным процессом, подверженным воздействию большого количества факторов, проявляющемся в разнородных изменениях личности человека. Такие изменения могут носить положительный и отрицательный характер, быть прогрессивными и регрессивными, затрагивать умственные способности человека, свойства его личности, поведенческие реакции, направления деятельности.
- Развитие человеческой личности является непрерывным процессом. Он протекает в течение всей жизнедеятельности организма, с изменением его темпа, качества, уровня интенсивности и степени сложности.
Развитие – это процесс изменения человеческой личности, связанный со сменой ее состояния, изменением ее качества и приобретением новых форм.
Развитие является эволюционным развитием. Он проявляется в виде появления новых, более совершенных качеств и свойств организма, развития инновационных процессов. Развитие происходит под воздействием внешних факторов, которые, либо помогаю этому процессу, способствуя переходу организма на новый уровень, либо препятствуют развитию, затрудняя и тормозя этот процесс.
Обучение является процессом, имеющим достаточно длинную историю. Оно определяется конкретным историческим этапом социального развития и потребностями общества. Обучение основывается на передаче культурных ценностей, истории, обычаев и традиций между поколениями. Обучение может быть организованным или стихийным. Стихийное обучение происходит тогда, когда ребенок осваивает новые действия, получает какие-то навыки спонтанно, даже не подозревая, что в настоящий момент он обучается.
Обучение – это процесс ознакомления ребенка с идеальными формами, регулируемый и контролируемый взрослым, который направляет его, придает смысл ценностям и помогает в приобщении к способу жизнедеятельности.
Обучение оказывает определенное воздействие на развитие личности. Однако, их связь рассматривается с разных точек зрения. Имеется несколько подходов к пониманию зависимости между обучением и развитием:
- Отсутствие связи между обучением и развитием. Такая точка зрения была выдвинута французским ученым Ж. Пиаже. Он исходит из того, что развитие является следствием психической деятельности организма. Процессы мышления и восприятия, развитие речи и памяти имеет определенные этапы своего становления, которые происходят независимо от процесса обучения. Кроме того, Пиаже утверждал, что процесс обучения невозможно начинать спонтанно. Он должен быть реализован на базе той основы, которую ему подготовило развитие. Иными словами, развитие опережает процесс обучения. Обучение является надстройкой процесса созревания организма. Обучение никак не может повлиять на развитие, которое реализуется само по себе.
- Единство процессов обучения и развития. Такой подход был выдвинут У. Джемсом, Э. Торндайком. Они придерживались такого взгляда на процессы обучения и развития, согласно которому они не способны существовать по отдельности, а являются единым целостным процессом. Обучение неразрывно связано с развитием, а развитие с обучением. Все этапы любого из процессов выступают тождественными этапами другого процесса. Обучение помогает ребенку развиваться. При этом, обучение не рассматривалось в качестве сознательной работы. Оно могло быть отнесено, как к человеку, так и к животному.
- Взаимосвязь и взаимозависимость процессов обучения и развития. Такой подход был разработан К. Коффкой. Он предполагал, что развитие является процессом, одним из компонентов которого выступает обучение. Тогда обучение оказывает конкретное воздействие на развитие ребенка. Оно может, как следовать за развитием, так и опережать его. Развитие является подготовительным процессом к обучению, которое, в свою очередь, выступает стимулом развития личности.
Зона ближайшего развития
Отечественный ученый-педагог Л.С. Выготский был последователем подхода, рассматривающего взаимосвязь между обучением и развитием. Он считал, что грамотно организованное обучение может оказать должное влияние на развитие ребенка и продуктивность этого процесса. Сам же процесс развития является тем средством, степень развития которого оказывает воздействие на реализацию процесса обучения.
Л.С. Выготским было выделено две основных зоны в развитии личности:
- Зона актуального развития (ЗАР) – это уровень сложности задач и проблем, которые ребенок способен разрешить самостоятельно.
- Зона ближайшего развития (ЗБР) – это разница в количественном и качественном измерении между зоной актуального развития и потенциальными возможностями ребенка, т.е. тем уровнем развития, которого можно достигнуть в ходе обучения.
С помощью этих двух зон личностного развития можно определить возможности обучения.
Обучение организуется таким образом, чтобы создать зону ближайшего развития личности. Тем самым оно направляет развитие и способствует ему. Обучение является продуктивным и целесообразным, если оно в конечном итоге опережает развитие.
Зона ближайшего развития ребенка выступает отражением его психических процессов и их работы на конкретном возрастном этапе развития. Она отражает стадии их созревания.
Зона ближайшего развития развивается, как этап, следующий за развитием конкретных психических функций организма, складывающихся в ходе социального становления и развития личности, освоении ею социальной жизнедеятельности. Такие функции постепенно складываются во внутренние психические параметры конкретного субъекта.
Зона ближайшего развития является последним этапом обучения. Она отражает специфику индивидуального развития каждого учащегося.