Понятие и сущность искусства дизайна
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования и разработки рациональных образцов построения и оформления предметной среды.
Дизайн представляет собой творческий процесс, основанный на сознательных интуитивных усилиях, направленных на решение проблемы, при этом решение не является единственным.
В настоящее время вопрос о приобщении детей дошкольного возраста к искусству дизайна активно обсуждается в педагогической среде. Искусство дизайна предоставляет детям возможность свободно проявить свои творческие способности, так как оно дает простор для детской фантазии.
Реализация приобщения детей к искусству дизайна в рамках дошкольного образовательного учреждения требует создания необходимых педагогических условий и обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа.
Востребованность приобщения к искусству дизайна детей дошкольного возраста, обусловлена тем, что данный вид искусства имеет широкий развивающий потенциал всех сфер личности ребенка. Кроме того, данная деятельность актуальна в виду возросшей потребности со стороны современного общества.
Еще одним фактором востребованности искусства дизайна в ДОУ является Концепция дошкольного образования, заявляющая, важность создании эффективной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему и своевременному развитию ребенка.
Таким образом, приобщение к искусству дизайна детей дошкольного возраста обусловлено тем, что подход к развитию творческих способностей воспитанников, основанный на шаблонах представляет опасность для развития творческой личности. Необходимо разрушать устоявшиеся шаблоны и способствовать развитию творческого потенциала ребенка.
В настоящее время искусство дизайна превращается в самостоятельную художественно-проектную культуру, распространяемую в таких областях как архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Дизайнерское искусство позволяет выразить свои творческие способности в свободной форме. Именно привлекает современных педагогов, распространяющих практику внедрения приобщения детей дошкольного возраста к искусству дизайна.
Виды детского дизайна
С целью приобщения детей дошкольного возраста к искусству дизайна в ДОУ, используются следующие виды дизайна: дизайн среды, дизайн одежды и дизайн ландшафта.
Дизайн окружающей среды включает в себя самостоятельное проектирование детьми интерьера, подразумевающее декоративную деятельность и благоустройство окружающего пространства и предметно-пространственной среды.
Приобщая детей дошкольного возраста к искусству дизайна, педагог учит их обращать внимание на те предметы и вещи, которые их окружают, их расположение относительно друг друга, а также на разнообразие окраски, цвета, формы, величины, пропорций и т.д.
Заниматься дизайном интерьера можно не только в рамках групповой комнаты, но и моделируя интерьер кукольного домика.
Еще одним видом детского дизайна является создание разнообразных композиций из природных и подручных материалов. Это могут быть букеты, гербарии, гирлянды. Их создание может реализоваться как в форме свободной самостоятельной деятельности, так и быть приурочено к определенным темам или праздникам, например: создание композиции из осенних листьев; создание гербария для украшения интерьера и т.д.
Особую роль в приобщении детей дошкольного возраста к искусству дизайна играют игры. Это обусловлено тем, что игра для ребенка дошкольника является ведущим видом деятельности. Игры, имеющие художественное и сюжетно-ролевое содержание требуют от детей создания необходимого для игры интерьера, поиск гардероба и украшений для героев (шляпки, платья и туфли для кукол).
Помимо игр, детей очень привлекают различные сценические постановки, спектакли, утренники и праздничные развлечения. Воспитанников следует привлекать к созданию костюмов и одежды для персонажей, подготовки театральной атрибутики и т.д. Все это будет способствовать развитию у них творческого потенциала и приобщению к искусству дизайна.
В последнее время все большую популярность приобретает такой вид детского дизайна как ландшафтный дизайн.
Ландшафтный дизайн – это вид дизайна, который предусматривает благоустройство небольших участков, создание тематических зон в саду или парке.
Непосредственно в рамках ДОУ, ландшафтным дизайном воспитатель занимается не только совместно с детьми, но и с их родителями. Первоначально воспитатель и дети разрабатывают дизайн-проект, а к его воплощению уже привлекаются родители, которые помогают создавать необходимые объекты. Ввиду того, что данный вид дизайна более трудоемкий, его используют с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа над дизайном интерьера или ландшафта, особенно если воспитатель и дети планируют разнообразить и украсить окружающее пространство, предусматривает предварительную разработку дизайн-проекта.
Дизайн-проект – это достаточно сложный и длительной по времени коллективный вид деятельности, включающий в себя работу по моделированию, архитектуре и декору.
Дизайн-проект включает в себя задумки воспитателя и детей, в зависимости от поставленной ими цели он может быть ориентирован на эстетическую организацию пространства; разработку и создание красивых и полезных предметов; создание предметов, используемых в последующем в игре или в быту.
Выделяют следующие типы детского дизайна:
- Плоскостной – аппликации, графика и т.п.
- Объемный – декоративные предметы, архитектура, художественные произведения и т.п.
Таким образом, искусство детского дизайна представляет собой отдельный вид художественной деятельности, которая включает в себя разнообразные виды творчества: лепка, рисование, аппликация, конструирование, художественный труд. Только в дизайн-деятельности возможна такая интеграция разнообразных видов детской художественной деятельности. Именно эта интеграция позволяет педагогам формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.