Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научный принцип обучения

Понятие принципов обучения

Замечание 1

Под принципами обучения понимают фундаментальные положения, которые определяют методы и средства, используемые педагогом для организации и реализации эффективного учебного процесса.

Формирование принципов обучения осуществляется на основании научного анализа процесса обучения, и соответствуют его закономерностям и содержанию.

На сегодняшний день нет единого мнения в вопросе о принципах обучения, разные ученые-педагоги дают разное определение понятию «принцип обучения», а также выделяют и описывают разное количество принципов.

Однако, несмотря на указные противоречия, существует ряд принципов обучения, которые являются фундаментальными и обязательными при организации и реализации учебного процесса. Данные принципы прошли историческую проверку временем и присутствуют в подавляющем количестве учебной и методической литературе. Ведущими принципами обучения являются: принцип наглядности, принцип доступности, принцип учета индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности обучения и т.д. Данные принципы впервые были выделены и описаны Я.А. Коменским.

Характеристика научного принципа обучения

Замечание 2

Принцип научности является одним из ведущих принципов обучения. Данный принцип предполагает использование в учебном процессе новейших технологий и открытий, при подаче учебного материала педагог ссылается на актуальную научную информацию, в работе учеников приветствуется исследовательская деятельность.

Сложность применения принципа научности состоит в том, что на сегодняшний день в научном мире большое количество открытий, много современной и актуальной информации, все это сложно дать ученикам в полном объеме, так как им тяжело усвоить такой массив знаний. Исходя из чего, перед современной школой стоит задача дать детям основу научных знаний, помочь сформировать у них представление о научных явлениях и исследованиях. То есть подготовить необходимый фундамент для дальнейшего обучения после школы.

Реализация принципа научности находится во взаимосвязи с такими принципами как принцип учета индивидуальных особенностей, принцип последовательности и систематичности обучения, принцип доступности. Это объясняется тем, что в процессе обучения учебный материал, который педагог преподносит детям, должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, то есть доступным для понимания, в рамках их познавательных возможностей. Например, если учебный материал содержит много непонятных терминов, которые ученики слышат впервые, то усвоение такого материала детьми будет проходить с трудом, педагогу придется отвлекаться на объяснение терминов, что может привести к уходу от основной темы. Именно здесь логичным будет реализация принципа последовательности и системности. Принцип системности предполагает, что процесс обучения, освоения нового учебного материала, должен осуществляться постепенно на основании учебных программ.

«Научный принцип обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные положения принципа научности обучения:

  • Знания, которые педагог дает детям, должны всегда подтверждаться практикой и формировать объективную картину мира.
  • Обучение должно быть направлено на усвоение научных знаний, которые будут основой для дальнейшего получения образования после школы.
  • Научность обучения, в первую очередь, должна соответствовать содержанию школьного образования.
  • Научность обучения во многом зависит от содержания учебного процесса, который организует педагог.
  • Научность обучения и прочность полученных знаний во многом зависит от соответствия учебных программ и планов уровню развития науки.

Правила применения научного принципа обучения

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации научного принципа обучения:

  1. Реализация принципа научности должна осуществляться на основании новейших достижений науки.
  2. Необходимо соблюдать логику подачи научного материала.
  3. Развивать у детей умение диалектического подхода к освоению научного материала.
  4. Научность обучения реализуется через формирование и развитие у детей диалектического мышления.
  5. Каждое новое введенное научное понятие должно систематически повторяться, с целью закрепления у учащихся, а также периодически использоваться в учебном процессе с целью упражнения.
  6. Изучение законов науки должно осуществляться с учетом наиболее важных сторон изучаемого научного процесса или явления.
  7. В используемых педагогических методах отражать принцип научности путем развития у учащихся навыков мышления, исследовательской и творческой работы.
  8. Систематическое информирование учеников о новейших открытиях и достижениях в науке (например, в рамках подводки к новой теме).
  9. Не сводить ознакомление с научным открытием только к самому открытию, необходимо рассказывать о значимости данного открытия для общества, науки и т.д.
  10. Не упускать возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
  11. Раскрывать перед учащимися методы и сложности научного познания, показать зависимость результатов от методов.
  12. Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть в курсе самых последних научных достижений по преподаваемому предмету
  13. Раскрывать генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализовать требования историзма в обучении.
  14. В связи с всё увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделять ключевым проблемам науки.
  15. Поощрять исследовательскую работу школьников.
Замечание 3

Таким образом, научный принцип обучения основан на организации учебного процесса с использованием новейших достижений и открытий во всех областях науки. Эффективная реализация принципа научности обучения невозможна без реализации ряда ведущих принципов обучения. Это объясняется тем, что принципы обучения связаны между собой и образуют единую систему. На сегодняшний день принцип научности является одним из самых актуальных принципов, так как наука находится в постоянном динамичном развитии.

Дата последнего обновления статьи: 14.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot