Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип культуросообразности в педагогике

Определение 1

Принцип культуросообразности – это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека.

Под культурной средой понимается регион, народ, нация, общество, страна и т.д.

История формирования и выделения принципа

Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Его выделению в самостоятельный принцип послужила сама человеческая природа. Человек рождается не личностью, а всего лишь существом биологическим. Личностью он становится в результате целенаправленного воспитания и обучения, усвоения социального опыта поведения, поступательного развития.

Впервые принцип культуросообразности был затронут античными педагогами и философами, которые рассматривали взаимосвязь между формированием личности и культуры. В процессе данного рассмотрения обозначены два важнейших тезиса:

«Формирование личности осуществляется через приобщение человека к культуре, а основным богатством любой культуры является человек».

Античные философы и педагоги, обращаясь в своих произведениях к проблеме приобщения подрастающего поколения к культуре, указывали, что она является одним из важнейших факторов формирования высоконравственной личности.

Впервые как самостоятельный принцип педагогики, принцип культуросообразности, был выдвинут А. Дистервегом, который считал, что при воспитании ребенка необходимо учитывать всю совокупность окружающих факторов: место и время существования, окружающее общество, современную культуру и т.д. При этом культура понималась в широком смысле, так как каждый народ, в своем историческом времени имеет определенную ступень развития культуры.

Определение 2

Культура – это достояние и наследие, которое было оставлено современникам их предками как определенный результат истории.

«Принцип культуросообразности в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исходя из этого понимания культуры, А. Дистерверг, указывал на то, что каждый человек – это продукт культуры своего времени, несмотря на то, что ход его развития во многом зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике принцип культуросообразности был рассмотрен и описан в трудах К.Д. Ушинского.

По мнению К.Д. Ушинского, если стоит задача воспитать и развить образованную личность, то начинать процесс необходимо с формирования представлений о родной культуре, истории страны и народа, традиций, окружающей природы родного края, знаний о религии и т.п. Данная идея легла не только в основу принципа культуросообразности, но и в основу идей народности.

Определение 3

Народность (по К.Д. Ушинскому) – это своеобразие и индивидуальность каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географической точкой проживания и имеющимися природными условиями.

Таким образом, К.Д. Ушинским был описан принцип культуросообраности, который подразумевал, что именно культурой создается тот идеал человека, к которому необходимо стремиться в процессе формирования и воспитания личности.

Характеристика принципа

Принцип культуросообразности предусматривает верховенство общечеловеческих ценностей культуры, обязательный учет и присутствие в воспитании и развитии ребенка ценностей и норм национальной и человеческой культура.

Общечеловеческая культура - это признание человека как главной ценности общества, семьи как естественной среды его проживания, труда как основы жизнедеятельности и культуры как исторического социального опыта.

Замечание 1

Таким образом, общечеловеческая культура является комплексным и многогранным явлением, которое включает в себя все элементы жизнедеятельности человека, имеющие исторические особенности и проявления.

Национальная культура включает в себя традиции народа, его исторический опыт, особенности воспитания и обучения детей в соответствии с культурным наследием каждого народа.

В настоящее время принцип культуросообразности является актуальным, в нашем многонациональном государстве. В национальных регионах, наряду с культурой русского народа, детей с самого раннего детства знакомят с традициями и обычаями коренного народа, его историей и культурой. Например, в республике Хакасия детей знакомят не только с традициями и историей русского народа, но и с культурой хакасского народа. Дети наравне с историей России изучают историю Хакасии, обычаи хакасов, их праздники, традиционные блюда, одежду и т.д. Тем самым детей воспитывают одновременно на двух культурах, что способствует формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других национальностей.

Процесс приобщения детей к различным культурам современного общества (физической, сексуальной, политической, бытовой, духовной и т.д.), является очень сложной задачей, решение которой достигается посредством объединения усилий семьи, общества и образовательных учреждений (школа, институт, детский сад и т.д.).

Усвоение ребенком культуры общества во многом зависит от уровня его развития. В том случае, если ребенок развивается нормально, то усвоение культуры общества осуществляется естественным путем через интеграцию в общество. Если же у ребенка имеются отклонения в психическом, социальном или физическом развитии, то процесс усвоения культуры и приобщение к культурным ценностям значительно осложнен. Например, если у ребенка проблемы со слухом или зрением, то соответственно возникают проблемы с формированием культурного опыта, так как имеются ограничения в усвоении информации. В этом случае необходимо специально организованный воспитательно-образовательный процесс, с учетом отклонений в развитии.

Принцип культуросообразности в педагогике реализуется через организацию детских ансамблей, художественных студий, разнообразных кружков и секций, которые знакомят детей с культурой и позволяют приобщаться к ней.

Реализация принципа культуросообразности в педагогике требует соблюдения и выполнения следующих правил:

  1. Учет уровня развития и возраста ребенка.
  2. Учет имеющихся отклонений.
  3. Развитие у детей творческих способностей, через различные виды деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot