Заголовок как сильная позиция текста
Заголовок – это текстовый знак, который выступает в качестве обязательной части текста, и имеет в нем фиксированное положение. Заголовок представляет сильную позицию текста.
В современной лингвистике под сильной позицией понимают специфическую организацию текста, обеспечивающую выдвижение на первый план важнейшего смысла текста, установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном.
Заголовок в максимально краткой форме передает основную тему произведения, при этом осознание темы, которая заложена в заголовке, приходит к читателю ретроспективно, когда он возвращается к заголовку, после того как прочитал текст. То есть, заглавие становится ключом к пониманию прочитанного, если оно полностью семантизировано. Это возможно только после прочтения текста, когда название интегрируется с текстом. Заголовок связывает начало и конец произведения.
Иными словами, заголовок – это текстовый знак, который выступает как обязательная часть текста и имеет в нем фиксированное положение. Заголовку отведена сильная позиция, которая в связи с противопоставленностью всему тексту представляет собой эффективное средство привлечения внимания читателя к моментам, важным по смыслу.
Виды заголовков
Основой классификации заголовков служит соотношение заглавия с традиционно выделяемыми компонентами произведения: тематический состав и проблематика, сюжет, система персонажей, деталь, время и место действия.
На основании этого принято выделять следующие виды заголовков:
- заглавия – основная тема или проблема, отображенная автором в произведении;
- заглавия – сюжетные перспективы произведения, которые могут подразделяться на фабульные, представляющие весь сюжетный ряд, и кульминационные, выделяющие момент, наиболее важный с точки зрения развития действия;
- персонажные заглавия-антропонимы, которые сообщают о национальности и родовой принадлежности, а также социальном статусе главного героя;
- особая группа антропонимов – имена с прозрачной внутренней формой, или «говорящие» фамилии. В таких заглавиях отражена авторская оценка, которая еще до прочтения произведения формирует у читателя представления о характере изображаемого героя;
- заголовки, которые обозначают пространство и время. Кроме названий времени суток, дней недели и месяцев, время действия может обозначать дата, соотносимая с историческим событием.
Таким образом, типы заголовков выделяют на основании различных традиционно вычленяемых компонентов произведения, а также в соответствии с видами синтаксических структур.
Приемы работы с заголовками в начальной школе
В младших классах работу над заголовком текста проводят на уроках русского языка и чтения. В работе с любыми текстами выделяют три основных ступени:
- антиципация – дотекстовый этап;
- контроль понятия содержания – текстовый этап;
- анализ и оценка – послетекстовый этап.
Антиципация – это предопределение и предугадывание событий, а также заранее составленное представление, касающееся чего-либо.
Процесс прогнозирования отмечается и при восприятии чужой речи, и при осуществлении собственных высказываний. Человек, слушая или читая, прогнозирует события, стоящие за текстом, то есть предопределяет лексику, в качестве средства описания того или иного события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.
Антиципация – важнейшее читательское умение, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста на основании заглавия, иллюстрации и группы ключевых слов, что является важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом.
Важный момент подготовительного этапа, который повышает активность и осознанность детей при работе с новым произведением – предопределение учениками содержания произведения по его названию, с которым дети познакомились еще до того, как прочитали произведение.
Текстовый этап предполагает в качестве основного приема работы – озаглавливание частей произведения. Необходимо соблюдать единую синтаксическую конструкцию заголовков. Самая простая форма – это вопрос к каждой из частей текста. Затем составляют заголовки в формате двусоставных предложений. После этого для заголовка используют назывные предложения, или в качестве заголовка могут быть использованы фразы из текста.
Третий этап, послетекстовый, предполагает формирование умения видеть заголовок и понимать его роль, что осуществляется следующими заданиями:
- выбор заголовка их предлагаемых вариантов и соотнесение его с текстом. Сначала дети читают текст, затем отвечают на вопросы по его содержанию, читают заголовки, выбирают наиболее подходящий, и перечитывают текст, для проверки себя;
- подбор собственного заглавия, которое соответствует содержанию текста.
Названные приемы очень распространены и применяются не только на уроках по развитию речи, но и на других типах уроков. Работа над заглавием тесно взаимосвязана со всей работой, направленной на обучение детей связной речи: с работой над типами речи, строением текста, его темой, основной мыслью и стилистической принадлежностью.
Даваемое младшим школьникам задание озаглавить текст в первую очередь, выступает в качестве проверки осмысления прочитанного. На этом этапе заглавие обязательно должно соответствовать содержанию текста.
Таким образом, существуют три стадии работы с текстом, на каждой из которых применяется ряд различных приемов работы с заголовками: предвосхищение и моделирование содержания, озаглавливание частей и всего текста. С методических позиций невозможно пропустить никакой этап работы с заголовком. Дотекстовый и послетекстовый этапы считаются наиболее важными, так как они предполагают выполнение задания, результатами которого создаются необходимые условия для полноценного прочтения восприятия текста.