Этапы работы по осуществлению преемственности дошкольного и начального школьного образования
Преемственность в образовательной сфере является процессом двойственным и двусторонним. Чтобы создать условия для преемственности процессов обучения и воспитания требуется естественная взаимосвязь, как на уровне управления системой образования, так и на уровне реализации образовательных программ.
Взаимодействие дошкольного этапа обучения и начального школьного необходимо для создания условий плавного прохождения переходного периода на новый этап обучения и успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности в стенах школьного учебного заведения.
Преемственность в образовательной сфере имеет важное значение. Важно соблюдать ее не только на этапе перехода из дошкольного заведение в начальную школу, но и при переходе между уровнями общего образования и высшего образования.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования обеспечивается за счет организации сотрудничества педагогических составов обоих учреждений.
Процесс преемственности проходит следующие этапы:
- Заключение договора преемственности. Он заключается ежегодно. За ним следует разработка планов учебно-воспитательной деятельности совместной направленности на предстоящий год обучения и воспитания. Договор содержит целевое назначение сотрудничества, его задачи, проблемные моменты и методы достижения общих целей и задач. Также, в договоре прописываются средства, посредством применения которых можно достичь преемственности, перечень прав и обязанностей дошкольного учебно-воспитательного заведения и школы на предстоящий год.
- Пересмотр проекта плана сотрудничества и его окончательное утверждение. Плановые воспитательные и образовательные мероприятия взаимодействующих ступеней образовательной системы анализируются, оцениваются, разрабатываются прогнозы эффективности их осуществления и целесообразности применения, планируемых методик, технологий, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса. При необходимости, в проект плана вносятся поправки и путем совместного принятия и одобрения план окончательно утверждается.
Организация мероприятий методического и практического характера, ориентированных на достижение поставленных целей преемственности. На этом этапе, деятельность дошкольных заведений и школ протекает по следующим направлениям:
- Развитие и усовершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного уровней образования, внедрение инновационных методик деятельности;
- Поддержание особенностей содержания методов обучения, воспитательных форм, развития основных личностных характеристик на этапе начального школьного обучения.
Основания преемственности дошкольного и начального школьного образования
Преемственность программ обучения на дошкольном и начальном школьном этапах развития нацелена на всестороннее развитие личности, достижение физиологического и психологического формирования и развития, особенно в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности, обучения и воспитания в начальной школе. Преемственность предполагает опору адаптационного периода школьного обучения на базу знаний, навыков и умений, которая была заложена на этапе дошкольного учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, преемственность предполагает создание единого развивающего пространства, объединенного двумя этапами обучения и воспитания.
Основаниями для достижения преемственности дошкольного и начального школьного образовательного этапа являются:
- Физическое развитие детей и положительная динамика их состояния здоровья.
- Степень развитости познавательной активности детей.
- Интеллектуальные способности и нравственные свойства личности детей.
- Развитие творческих начал, в качестве приоритетных направлений духовного и умственного развития.
- Формирование навыков построения коммуникативных связей с различными возрастными категориями.
Приоритетным направлением реализации преемственности является диагностирование способностей ребенка и его готовности к школьному этапу обучения. Это является важнейшим аспектом работы педагога в образовательной системе.
На ступени дошкольного образования разрабатывается база для последующего развития ребенка, оформляется культурное направление развития его личности. Это необходимо для более продуктивного процесса освоения теоретических и практических знаний и навыков в различных областях на последующих этапах обучения и воспитания.
Программы дошкольного образования и начального школьного строятся по принципу преемственности и непрерывности в содержании по направлениям грамматического обучения, речевого развития и математических основ.
Преемственность осуществляется путем построения системы сотрудничества между педагогами всех этапов обучения, родителями и самими воспитанниками. В итоге должны быть развиты интегративные свойства личности дошкольников, которые и составят фундамент развития компетенций для обучения в школьном образовательном заведении.
Основаниями преемственности, свидетельствующими о психологической готовности детей к освоению основных программ начального этапа школьного обучения являются следующие показатели:
- Формирование любознательности в дошкольном возрасте, которая ляжет в основу последующего развития ребенка.
- Формирование навыков самостоятельной деятельности, как интеллектуальной, так и творческой. Дети обучаются разрешать различного рода задачи, учатся пространственному моделированию, применению схем, графиков, символов в различных направлениях учебно-воспитательной деятельности.
- Формирование навыков творческого воображения. Обучение в детском саду строится в игровой форме. Применяются различные сюжетные, сюжетно-ролевые, драматические игры.
- Способности умелого построения коммуникаций, как со взрослыми, так и со сверстниками. Для этого, учебно-воспитательный процесс в детском саду строится по принципу сотрудничества в различных сферах деятельности.
Чтобы ребенок, пришедший в первый класс школы, был способен к обучению, осознанно стремился к нему и хорошо учился, требуется развитие психологических предпосылок постижения учебного процесса.