Понятие кризиса трех лет
Кризис трех лет – это один из возрастных кризисов, который возникает в момент перехода от раннего возраста к дошкольному и характеризуется резким и кардинальным изменением сложившихся механизмов личности и становлением новых черт сознания и детской личности, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми.
Основная причина – несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребенка. Он хочет быть взрослым, чувствует себя таким. При этом ограничения, правила и требования со стороны взрослых не позволяют ему полноценно проявлять самостоятельность. Это вызывает нарастание внутреннего протеста, который и превращается в эмоционально-поведенческие отклонения, которые пугают родителей.
Кризису трех лет характерны следующие психические новообразования:
- первичная самостоятельность;
- новый уровень самосознания;
- установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
- волевая регуляция деятельности.
Причины кризиса трех лет
Основной причиной наступления кризиса трех лет у детей является их стремление к самостоятельности. В этом возрасте дети, как правило, хорошо разговаривают, могут четко определить и выразить свои желания и эмоции словами. Они думают, что этого достаточно, чтобы быть такими, как взрослые, то есть у них есть то, что едят взрослые, они могут допоздна сидеть перед телевизором или компьютером, произносить ругательные слова. Каждое действие в рамках переживания кризиса будет направляться на получение независимости.
При этом кризис трех лет у всех детей протекает по-разному. Одни делают существование членов семьи невыносимым, устраивая бесконечны истерики, проявляя неуправляемую агрессию, постоянные протесты, полностью обесценивая прежние правила, что приводит к возникновению серьезных проблем. У других детей проявления кризиса не такие яркие, могут отличаться единичные случаи строптивости, резкой перемены настроения, небольшие капризы. Наступление кризиса заметно, но он контролируется. Есть дети, у которых все происходит сглажено и спокойно.
Признаки кризиса трех лет
Родителям необходимо знать проявления кризиса трех лет, чтобы отличать его симптоматику от обычных контекстных ситуаций. Например, ребенок отказывается вовремя лечь спать, это может быть следствием перевозбуждения в вечернее время, излишнего просмотра телевизора или шумных игр, а может быть одним из проявлений кризиса.
Комплекс кризисных симптомов назван психологами «семизвездие»:
- Негативизм – дети делают все назло, отказываясь от своих же желаний, которые совпадают с требованиями родителей. Дети не хотят что-то делать только по причине того, что инициатором является взрослый человек. Негативная реакция всегда носит адресный характер и направляется не на содержание просьбы, а на человека, от которого она исходит.
- Строптивость – направлена на бытовой уклад жизни и режим дня, к которым родители приучают ребенка. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
- Упрямство – самый частый признак кризиса трех лет нежелание ребенка что-либо делать без всяких объяснений. Преодолеть данное проявление невозможно ни уговорами, ни угрозами.
- Протесты – самое страшное проявление кризиса, так как включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство, а также носит постоянный характер. Ребенок каждый день отказывается завтракать или спать днем. Также данный признак проявляется ярче остальных и может быть отражен в неконтролируемых вспышках гнева и настоящих истериках, что может вызывать сильный стресс и развитие аутоагрессии.
- Деспотизм – дети стремятся манипулировать родителями посредством слез и истерик. Особенно это воздействует на бабушек и мам. Дети могут капризничать, кричать и демонстративно кататься по полу, лишь бы получить желаемое.
- Обесценивание – тихий и спокойный ребенок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних людях, например, в общественном транспорте. Могут ломать любимые игрушки. Мама становится первым врагом, ребенок ее не слушается и может бить или кусать.
- Своеволие – нельзя путать со стремлением к самостоятельности. Есть разница между тем, когда ребенок стремится из раза в раз завязывать шнурки, при этом прислушиваясь к советам со стороны взрослых и не отказываясь от их помощи. Но абсолютно другое – когда ребенок при этом злится, никого не слушает, выполняет все неправильно, отталкивая руку родителей. Зачастую это заканчивается печальными последствиями: он может включить в сеть бытовые приборы без разрешениях, испортить ценную вещь, уйти далеко от дома один и пр.
Названные симптомы проявляются регулярно, довольно ярко и часто в комплексе. Их могут сопровождать и другие эмоционально-поведенческие отклонения. Такие отклонения наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но могут усугублять и затягивать течение кризиса. К таким отклонениям относят:
- отдаление от родителей, теряющих доверие ребенка и перестающих быть для него авторитетом;
- жадность, как и взрослые, ребенок стремится обладать чем-то своим, яростно охраняя свою собственность;
- вредность – основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловленная наследственными чертами характера;
- ревность – ребенок требует проявления внимания к себе со стороны близкого человека круглосуточно и не хочет ни с кем его разделять;
- необоснованная агрессия: ребенок трех лет еще не до конца понимает, что с ним происходит, и обвиняет во всем окружающих.
Родителям необходимо понимать, что у каждого ребенка кризис протекает индивидуально, но он в любом случае происходит. У кого-то спокойно и сглаженно, а у других сопровождается ежедневными бурными протестами и истериками. Если наличие симптомов не отмечается до 4х лет, следует обратиться к психотерапевту, так как это может быть свидетельством задержки развития.