Описание подвижной игры «Кролики»
Подвижная игра «Кролики»- это игровая деятельность, реализуемая в форме выполнения двигательных упражнений для развития у детей навыков ползания в разных видах и разных ситуациях (в том числе в ситуации ограниченности пространства, необходимости подлезть куда-либо, пролезть, преодолеть тот или иной барьер без последствий).
Рисунок 1. Игра «Кролики». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данная игра включается в образовательную программу дошкольников с младших возрастных групп.
Данная игра предполагает:
- Формирование у детей игровых ролей. В данном случае, все дети становятся кроликами и выполняют определенные задания, связанные с ползаньем, преодолением препятствий.
- Подготовку игрового пространства. Натягивается веревка, под которой кроликам необходимо пролезать, раскладываются обручи, являющиеся домиками кроликов, раскидываются морковки из бумаги или картона на предполагаемом поле.
- Наделение педагога ролью сторожа кроликов.
- Выполнение действий кроликами по правилам.
- Разделение детей на несколько команд.
Игра реализуется так: Кролики располагаются по своим домикам – залезают в обручи и сидят в них до подачи команды сторожа о выходе и отправлении на поле собирать морковку. Кролики выскакивают по команде, играют на поле – прыгают, бегают, собирают морковку. Затем, дается команда: «Опасност!», говорящая о необходимости прятаться по домам. Путь к дому требует преодоления препятствий, е. е. кроликам необходимо быстро пролезть под веревкой и не растерять, собранную морковку. Действие повторяется несколько раз.
При отсутствии веревки в игре могут быть использованы стулья или дуги разной высоты.
Рисунок 2. Подвижная игра «Кролики». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методические рекомендации по реализации игры «Кролики»
Данная игра обладает большим развивающим потенциалом. Он связан с развитием двигательных навыков ребенка, а также работой его мыслительных процессов в ходе выполнения игрового действия по правилам. Чтобы обеспечить реализацию данного развивающего потенциала игры, необходимо следовать методическим рекомендациям ее проведения. Таковыми являются:
- Проведение предварительной подготовки детей к игре. Данная подготовка предполагает формирование у ребенка понимания, что из себя представляет кролик, как он выглядит, как себя ведет, что любит. Детям даются иллюстрации, картинки с изображением кроликов, проводятся беседы о кроликах и их жизнедеятельности, читаются рассказы о лесных зверях и т.д. Могут быть подготовлены карточки с изображением основных частей кролика, из которых необходимо его собрать.
- Подготовка игрового оборудования и атрибутов игры. Хорошо, если для детей используются маски или ушки кроликов. Это придаст игре более реальный и более увлекательный характер. Дети более полно погрузятся в роль.
- Демонстрация детям двигательных действий, выполняемых кроликом. Важно, отработать правильность совершения прыжков, лазания, ползанья и пролазывания.
- Ознакомление с правилами игры. Детям необходимо доступно объяснить о правилах игры и важности их соблюдения.
- Многократное повторение игрового действия. Для тренировки навыков ползанья, пролезания под веревкой или иным оборудованием, необходимо несколько раз выполнить данные действия. С каждым разом преодоление препятствий будет проходить более быстрее и качественнее.
- Обязательное подведение итогов игры. После игры хорошо посадить детей и обсудить с ними ход игры, их эмоции и впечатления от нее. Задаются вопросы о том, чему дети научились в ходе игры, какие движения они освоили, что вызвало затруднения, понравилось ли им соблюдать правила, действовать по командам, преодолевать препятствия, хочется ли им еще повторить игру.
- Закрепление результатов. Оно реализуется посредством смены вида детской деятельности с подвижной на творческую. Детям предлагается нарисовать ход игры, ее героев и т.д. Может быть организована лепка зайцев из пластилина или создание аппликаций. Все зависит от наличия времени, ресурсов и творческого подхода воспитателя.
Воспитательный и развивающий потенциал подвижной игры «Кролики»
Подвижные игры обладают огромным воспитательным и развивающим потенциалом. Каждая игра несет в себе определенную смысловую нагрузку, проявляющуюся в ориентации игры на решение определенных образовательных задач.
В процессе подвижной игры происходит развитие у детей разного возраста определенных двигательных навыков и физических качеств. Игра хороша тем, что она позволяет ребенку расслабиться, увлекает его, снижая физическую нагрузку, которую несет организм в ходе выполнения различных движений и их многократного повторения.
В подвижных играх имеются правила, выполнение которых носит обязательный характер. Это воспитывает дисциплинированность, самостоятельность и повышает активность ребенка. Детям представляются возможности проявления смекалки, инициативы в решении образовательных задач и применения творческого подхода к делу.
В ходе игры реализуется и познание окружающего мира, расширение представлений о нем.
Что касается подвижной игры «Кролики», то ее воспитательный и развивающий потенциал можно отразить следующими положениями:
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
- Формирование навыков реализации совместной деятельности.
- Освоение основных видов движений и их отработка для повышения качества исполнения.
- Формирование мотивации к участию в подвижных играх, интереса к подвижной игровой деятельности.
- Развитие координации движений ребенка.
- Воспитание дисциплины в детском коллективе.
- Формирование навыков выполнения игрового действия по правилам.
- Формирование навыков выполнения двигательной активности в коллективе с нахождением своего места для выполнения движений.
- Упражнения детей в ползанье и лазанье.
- Развитие смекалки воспитанников.
Таким образом, благодаря данной игре удается развить у воспитанников основные двигательные навыки, скоординировать их движения и направить их энергию на познание окружающего мира. По ходу игры формируются навыки общения детей в ходе совместной деятельности, вырабатывается ответственность перед коллективом за свои действия, направленные на достижение общего значимого результата.