Понятие эмоционального благополучия ребенка
Эмоциональное благополучие – это субъективная качественная оценка эмоционального состояния человека
Адаптация – это возможность организма приспосабливаться к новой обстановке, а детский сад для любого ребенка детский сад – это новое, неизвестное пока пространство, с новым окружением и новыми отношениями.
Принято различать легкую, среднюю и тяжелую степени адаптации. Основное их различие – сроки нормализации самоощущения ребенка и появления у него положительного отношения к педагогам и своим одногруппникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Педагогам и родителям необходимо понимать, что начало посещения ребенком ДОУ - это период, который может иметь серьезнейшие, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия в случае неудачной адаптации. Чтобы ребенок привык к дошкольному образовательному учреждению максимально безболезненно, необходимо применять комплексный подход к решению проблем адаптации и обеспечению эмоционального благополучия ребенка в этот важный период.
Роль работников ДОУ в обеспечении эмоционального благополучия детей раннего возраста при их адаптации к условиям детского сада
До того, как детей принимают в группу, с родителями общаются специалисты детского сада: заведующая ДОУ, методист, медик, и воспитатель группы детей раннего возраста, который будет непосредственно ежедневно взаимодействовать с детьми. Специалисты рассказывают об особенностях работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят родителей с основными направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы, интересующие родителей.
Чтобы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада прошла успешно, воспитатели могут использовать ряд различных методов и приемов работы с детьми: развлечения, дидактические игры, интересные для детей, подвижные игры, помогающие развивать и формировать положительные эмоции у детей, элементы устного народного творчества. При этом все перечисленные методы работы с детьми могут использоваться как в игровой комнате, так и на прогулочной площадке.
Педагог-психолог выполняет следующие важные функции:
- Формирует индивидуальный пакет документов на каждого ребенка, включающий сведения о его семье (стиль воспитания в семье, социальный срез, уровень педагогической компетентности, медицинские показатели и пр.);
Консультирует родителей по следующим вопросам:
- особенности развития детей в раннем возрасте;
- значение режима в качестве основы жизнедеятельности детей;
- эмоциональное развитие детей в раннем возрасте;
- определение готовности детей к поступлению в детский сад.
Воспитатель в сою очередь:
- занимается обеспечением непосредственного выполнения программных задач, организует взаимодействие с детьми;
- проводит с семьями воспитанников просветительскую работу, касающуюся воспитания и обучения детей.
Музыкальный руководитель:
- занимается музыкальным воспитанием детей;
- обеспечивает процесс развития детского восприятия и двигательной сферы;
- развивает эмоциональную сферу детей, создает положительный эмоциональный фон;
- занимается организацией музыкальных праздников.
Инструктор по физической культуре:
- занимается проведением физкультурных занятий;
- организует спортивный досуг детей;
- проводит просветительскую работу с семьями воспитанников, касательно воспитания и обучения детей.
Создание благоприятного психологического микроклимата в период адаптации ребенка к ДОУ
Выделяют следующие требования к процессу создания благоприятного психологического микроклимата и эмоционального фона в группе детей раннего возраста во время их адаптации к ДОУ:
- минимизировать количество запретов и ограничений, помимо обязательных для безопасности детей – не ломать предметы, не бить других детей и пр.;
- предоставлять, по возможности, максимальную свободу действий;
- обеспечивать эмоциональную поддержку ребенка. Данное требование – условие, при котором у детей идет формирование чувства безопасности;
- создавать и предоставлять возможность выплеска, то есть условий, способствующих тонической сбалансированности эмоций;
- обеспечивать только необходимую актуальную помощь ребенку со стороны взрослых, а также отсутствие прямого контроля и непосредственного дидактизма;
- исключить жесткое оценивание деятельности детей;
- демонстрировать положительное эмоционально выраженное отношение к детям;
- постоянно уделять внимание всем эффективным проявлениям детей.
Помимо того, в системе общения «ребенок-ребенок» должен превалировать авторитет лидера, а в системе «ребенок-взрослый» педагог может использовать свой авторитет только при необходимости . Данное требование обусловлено тем, что потребность самовыражаться и самоутверждаться особенно ярко проявляется в совместной деятельности детей –ровесников, когда одобрение, так же как и осуждение сверстников имеют большое эмоциональное значение для ребенка, так как ровесники обладают близкими и схожими интересами, общими переживаниями, одинаковым уровнем возможностей.
Дети раннего возраста чувствуют необходимости и потребности общаться со своими ровесниками. Педагог обучает их общению, а основы этого общения закладываются именно в период адаптации. Воспитатели взаимодействуют с детьми в игровых моментах.
В раннем возрасте необходимо формировать у детей положительную установку и желание посещать детский сад. В первую очередь это зависит от умений и усилий воспитателя, направленных на создание атмосферы тепла, уюта и благожелательности внутри группы. Если с первых дней ребенок будет чувствовать тепло, у него исчезнут все страхи и волнения, а период адаптации будет проходить намного легче. Чтобы ребенок был рад идти в детский сад, необходимо «одомашнить» группу, то есть правильно организовать предметно-развивающую среду.