Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Переход к новому хозяйственному механизму в образовании в России: причины и последствия

Хозяйственный механизм в образовательной сфере: сущность и особенности

Определение 1

Хозяйственный механизм – это метод организации деятельности и развития какой-то отдельной сферы, отрасли или организации.

Назначение хозяйственного механизма в сфере <a href=образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Назначение хозяйственного механизма в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 2

Хозяйственный механизм в образовании – это методика организации функционирования образовательной сферы государства или отдельного учебного учреждения, включающая совокупность приемов, методов, средств и инструментария реализации учебно-воспитательной работы.

По своему структурному строению хозяйственный механизм состоит из следующих компонентов:

  • Экономический компонент. Он отражает процесс планирования и прогнозирования образовательной деятельности, вопросы финансового и технического оснащения педагогического процесса, порядок профессиональной работы кадров и оплату их деятельности.
  • Правовой компонент. Он отражает правовые акты и законы страны, касающиеся образовательной сферы и ее функционирования.
  • Организационный компонент. Он включает в себя вопросы управления образованием, порядок контроля за деятельность образовательных институтов, мониторинга образовательной деятельности.

Тип хозяйственного механизма в образовании должен избираться таким образом, чтобы соответствовать текущему этапу социального развития и потребностям современного общества. Механизм образования должен обеспечивать предоставление качественных образовательных услуг и достижение эффективного обучения, его целевого назначения.

Программа преобразования хозяйственного механизма в образовании

«Переход к новому хозяйственному механизму в образовании в России: причины и последствия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс реформирования образовательной системы и разработка нового хозяйственного механизма в образовании были начаты в связи с переходом страны от плановой экономики к рыночной. Рыночные отношения потребовали от образовательной сферы новых направлений деятельности с целью подготовки специалистов, способных к выполнению трудовых операций в рыночной системе хозяйствования.

Переход к новому механизму хозяйствования был необходим и отражал особенности устройства российского государства, динамику его исторического развития и текущие потребности, связанные с переустройством социально-экономической жизни страны.

Программа преобразования образования включала в себя следующие направления деятельности:

  1. Расширение и укрепление материально-технической базы образовательной системы.
  2. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
  3. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов.
  4. Подготовка профессиональных кадров новых специальностей.
  5. Создание в образовательной сфере высококвалифицированного кадрового состава, отвечающего текущим потребностям социума.
  6. Привлечение в образовательную систему профессиональных кадров из иных областей народного хозяйства.
  7. Максимально возможное раскрытие творческого потенциала профессиональных педагогических кадров и его активное применение в образовательной деятельности.

Реализация работы по данным направлениям базировалась на новом законодательстве, системе правовых норм, регламентирующих социально-экономические отношения общества на текущем этапе его развития и предоставлении образовательным институтам автономии в решении многих хозяйственных, финансовых, социальных и технических вопросов. Кроме того, образовательная сфера перестала находится в автономном руководстве и контроле федеральной власти. Появились региональные целевые программы, муниципальные и отраслевые нормативные акты, регулирующие деятельность образовательных организаций на соответствующем уровне.

Сущность нового хозяйственного механизма в образовании можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. Предоставление каждой образовательной организации статуса юридического лица и полной либо частичной автономии в реализации своей деятельности.
  2. Регламентирование взаимодействия между образовательным учреждением и учредителем на основе законодательства, нормативных актов страны/региона/муниципалитета и учредительной документации организации.
  3. Финансирование деятельности образовательной организации является бюджетным и имеет определенные нормативы.
  4. Возможность привлечения для финансирования деятельности образовательной организации дополнительных внебюджетных источников.
  5. Принятие целевых программ, регламентирующих деятельность образовательных институтов на региональном и отраслевом уровнях.

Особенности нового хозяйственного механизма в образовании

Принятие нового хозяйственного механизма связано с переходом управления от автономного административного командования государством к демократическим принципам управления т.е. сочетании государственного регулирования с рыночными законами хозяйствования.

В результате перехода к новому механизму в образовании, произошли кардинальные изменения в этой области, которые повлекли за собой ряд последствий. Они вызваны, в первую очередь, особенностями нового образовательного механизма:

  1. Преобладание в образовательной сфере некоммерческих организаций. Как правило, в систему образования входят некоммерческие учреждения дошкольного, общего школьного и профессионального обучения. Конечно, частные организации в образовании имеются, но их не так много;
  2. Финансовое обеспечение образовательных организаций основывается на сочетании бюджетного и внебюджетного финансирования;
  3. Образовательная система основывается на принципах правового регулирования и контроля экономической сферы деятельности;
  4. Система профессионального образования имеет иную специфику деятельности и организацию работы, нежели дошкольное и общее школьное образование;
  5. Преобладающая роль государственного регулирования образовательных отношений. Государство регулирует всю систему образования, устанавливая единые стандарты обучения и, утверждая правовые акты, которым должны подчиняться все заведения образования;
  6. Система оплаты труда кадрового состава учебного учреждения находится в тесной зависимости от качества, предоставления организацией образовательных услуг и от эффективности трудовой деятельности педагогов;
  7. Изменение механизмов финансового обеспечения образовательных организаций. Бюджетная смета сменяется выделением субсидий на реализацию государственного заказа. Данный заказ отражает требования общества, на текущем этапе его развития, к образовательным услугам заведения и результатам образовательной деятельности отдельного учреждения.
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot