Хозяйственный механизм в образовательной сфере: сущность и особенности
Хозяйственный механизм – это метод организации деятельности и развития какой-то отдельной сферы, отрасли или организации.
образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Назначение хозяйственного механизма в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Хозяйственный механизм в образовании – это методика организации функционирования образовательной сферы государства или отдельного учебного учреждения, включающая совокупность приемов, методов, средств и инструментария реализации учебно-воспитательной работы.
По своему структурному строению хозяйственный механизм состоит из следующих компонентов:
- Экономический компонент. Он отражает процесс планирования и прогнозирования образовательной деятельности, вопросы финансового и технического оснащения педагогического процесса, порядок профессиональной работы кадров и оплату их деятельности.
- Правовой компонент. Он отражает правовые акты и законы страны, касающиеся образовательной сферы и ее функционирования.
- Организационный компонент. Он включает в себя вопросы управления образованием, порядок контроля за деятельность образовательных институтов, мониторинга образовательной деятельности.
Тип хозяйственного механизма в образовании должен избираться таким образом, чтобы соответствовать текущему этапу социального развития и потребностям современного общества. Механизм образования должен обеспечивать предоставление качественных образовательных услуг и достижение эффективного обучения, его целевого назначения.
Программа преобразования хозяйственного механизма в образовании
Процесс реформирования образовательной системы и разработка нового хозяйственного механизма в образовании были начаты в связи с переходом страны от плановой экономики к рыночной. Рыночные отношения потребовали от образовательной сферы новых направлений деятельности с целью подготовки специалистов, способных к выполнению трудовых операций в рыночной системе хозяйствования.
Переход к новому механизму хозяйствования был необходим и отражал особенности устройства российского государства, динамику его исторического развития и текущие потребности, связанные с переустройством социально-экономической жизни страны.
Программа преобразования образования включала в себя следующие направления деятельности:
- Расширение и укрепление материально-технической базы образовательной системы.
- Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
- Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов.
- Подготовка профессиональных кадров новых специальностей.
- Создание в образовательной сфере высококвалифицированного кадрового состава, отвечающего текущим потребностям социума.
- Привлечение в образовательную систему профессиональных кадров из иных областей народного хозяйства.
- Максимально возможное раскрытие творческого потенциала профессиональных педагогических кадров и его активное применение в образовательной деятельности.
Реализация работы по данным направлениям базировалась на новом законодательстве, системе правовых норм, регламентирующих социально-экономические отношения общества на текущем этапе его развития и предоставлении образовательным институтам автономии в решении многих хозяйственных, финансовых, социальных и технических вопросов. Кроме того, образовательная сфера перестала находится в автономном руководстве и контроле федеральной власти. Появились региональные целевые программы, муниципальные и отраслевые нормативные акты, регулирующие деятельность образовательных организаций на соответствующем уровне.
Сущность нового хозяйственного механизма в образовании можно охарактеризовать следующими чертами:
- Предоставление каждой образовательной организации статуса юридического лица и полной либо частичной автономии в реализации своей деятельности.
- Регламентирование взаимодействия между образовательным учреждением и учредителем на основе законодательства, нормативных актов страны/региона/муниципалитета и учредительной документации организации.
- Финансирование деятельности образовательной организации является бюджетным и имеет определенные нормативы.
- Возможность привлечения для финансирования деятельности образовательной организации дополнительных внебюджетных источников.
- Принятие целевых программ, регламентирующих деятельность образовательных институтов на региональном и отраслевом уровнях.
Особенности нового хозяйственного механизма в образовании
Принятие нового хозяйственного механизма связано с переходом управления от автономного административного командования государством к демократическим принципам управления т.е. сочетании государственного регулирования с рыночными законами хозяйствования.
В результате перехода к новому механизму в образовании, произошли кардинальные изменения в этой области, которые повлекли за собой ряд последствий. Они вызваны, в первую очередь, особенностями нового образовательного механизма:
- Преобладание в образовательной сфере некоммерческих организаций. Как правило, в систему образования входят некоммерческие учреждения дошкольного, общего школьного и профессионального обучения. Конечно, частные организации в образовании имеются, но их не так много;
- Финансовое обеспечение образовательных организаций основывается на сочетании бюджетного и внебюджетного финансирования;
- Образовательная система основывается на принципах правового регулирования и контроля экономической сферы деятельности;
- Система профессионального образования имеет иную специфику деятельности и организацию работы, нежели дошкольное и общее школьное образование;
- Преобладающая роль государственного регулирования образовательных отношений. Государство регулирует всю систему образования, устанавливая единые стандарты обучения и, утверждая правовые акты, которым должны подчиняться все заведения образования;
- Система оплаты труда кадрового состава учебного учреждения находится в тесной зависимости от качества, предоставления организацией образовательных услуг и от эффективности трудовой деятельности педагогов;
- Изменение механизмов финансового обеспечения образовательных организаций. Бюджетная смета сменяется выделением субсидий на реализацию государственного заказа. Данный заказ отражает требования общества, на текущем этапе его развития, к образовательным услугам заведения и результатам образовательной деятельности отдельного учреждения.