Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения

Изучению проблемы эффективности педагогического общения посвящено много работ известных педагогов и психологов: Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. А. Леонтьев, В. В. Знакова, А. А. Реана, И. А. Зимняя, С. В. Кондратьева, Я. Л. Коломинский и др.

Многие экспериментальные исследования показали, что среди всего разнообразия стоящих перед преподавателем задач, самыми сложными являются задачи, связанные с общением, предполагающие достаточный уровень развития коммуникативных умений у педагога.

А. А. Бодалов сформулировал условия эффективности педобщения:

  • общение должно происходить в соответствии с гуманистическим принципом, реализуемым во всех сферах жизни воспитанника (дома, в школе, в кружках и секциях и т.д.);
  • общение должно сопровождаться приобщением к высоким ценностям;
  • в процессе общения должно обеспечиваться усвоение важнейших психолого-педагогических знаний, навыков и умений для познания правил обращения с другими людьми.

При эффективном педагогическом общении происходит формирование положительной «Я-концепции», развитие у воспитанников уверенности в своих силах, в себе и в собственном потенциале. Общение является эффективным средством воспитания, так как при его использовании, изменении тона, содержания и стиля, можно изменять отношение воспитанника к явлениям и предметам, контролировать его настроение, развивать мышление, обогащать знания, изменять духовную и предметную деятельность.

Роль общения в подготовке учащихся

Учащихся к общению необходимо готовить. В содержание подготовки должны быть включены как знания теоретического характера, так и выработка умений общения. Вне зависимости от того, какой предмет учитель преподает, он должен развивать у учащихся навыки свободного владения речью. А для это в учебный процесс надо включать ролевые игры, обсуждения, дискуссии, собрания с организационными правилами.

Важно вырабатывать умения выделять разные виды общения (партнерское, ролевое, в группе и т.д.), определять характер настроя собеседника, его отношение, чувствовать меру доверительности. Все это определяет успешность общения, а также силу его воспитательного влияния.

«Условия педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характерные черты успешного общения с воспитанниками:

  • личностная открытость детям, желание и способность показать, что учитель прежде всего – человек;
  • умение организовать общение от чаяний, мыслей, настроения учащегося;
  • умение ощутить себя на месте воспитанника, познать его в данной ситуации и в целом;
  • принятие воспитанника как личность, равную по социально-психологическим параметрам, как полноценного и равноправного партнера по общению;
  • разнообразие интересов, широта познаний, умение использовать их в общении с воспитанниками;
  • чуткость, терпение, искренняя заинтересованность в жизни воспитанника, способность к сопереживанию;
  • умение показать воспитаннику его значимость.
Замечание 1

Понимание сути отрицательных моделей общения поможет избежать наиболее распространенных ошибок. К таким моделям относятся: общение-устрашение, общение-дистанция, общение-заигрывание.

Правила плодотворного общения

Правила социального взаимодействия - это стандартные действия, которые устанавливают и регулируют порядок взаимоотношений между собеседниками, и в основе которых лежит знание того, соответствует ли поведение данной ситуации или нет. Правила педагогического общения индивидуализированы, определяются личностными особенностями собеседников и сложившейся на данный момент ситуацией.

К общим правилам плодотворного общения относятся (Н. Е. Щуркова):

  • формирование с воспитанниками чувства «Мы»;
  • установление с учащимися личностного контакта;
  • демонстрация собственной предрасположенности к общению;
  • демонстрация целей совместной деятельности;
  • подчеркивание положительных качеств в характере и поведении воспитанника;
  • искренне и постоянное проявление интереса к обучающимся;
  • оказание помощи и просьба о ней у воспитанника.

Еще в 30-е гг. прошлого столетия Дейл Карнеги сформулировал эффективные правила общения, которые и сегодня остаются актуальными и востребованными в педагогической деятельности: проявляйте искреннюю заинтересованность собеседником; обращайтесь по имени; будьте искренне рады общению, улыбайтесь; поощряйте желание собеседника говорить о себе; внушайте собеседнику осознание его значимости; говорите об интересующих собеседника вещах; уважайте его мнение и др.

Главным принципом эффективного педагогического общения является принцип «не навреди». Дидактогения представляет собой неблагоприятные последствия отрицательного воспитательного влияния и воздействия, педагогических ошибок. Угроза, окрик, оскорбление или запугивание со стороны педагога или воспитателя формируют у воспитанника дефицит самостоятельности, повышенную эмоционально-личностную зависимость, неуверенность в себе, чувство постоянной неудовлетворенности, нерешительность, неожиданные приступы упрямства.

Процесс педагогического общения – действие двухстороннее. Отрицательное отношение к учащемуся оказывает негативное воздействие не только на него, но и истощает эмоционально педагога. Огромное количество учителей сегодня находятся в постоянном стрессовом состоянии, с синдромом «профессионального выгорания». Психологически компетентный педагог отказывается от применения в обучении техник директивного руководства и понимает, что такие стратегии педобщения указывают на профессиональную непригодность преподавателя.

Всепрощенческий стиль, снисходительность в учебно-воспитательном процессе тоже крайне нежелательны, так как препятствуют выработке у учащихся чувства самоконтроля и формируют негативные и неблагоприятные условия для усвоения знаний. Преподаватель, постоянно делающий учащимся поблажки, теряет их уважение, его снисходительность оценивается как признак бесхарактерности и слабости. Педагог должен уметь сочетать требовательность и строгость с благожелательным отношением к воспитанникам.

Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot